Научно-образовательныйпортал iq

История изучения

Вопрос об изучении интеллектуальных способностей особо остро встал перед учеными в XIX веке. К 1905 году французские ученые Т. Симон и А. Бине смоги разработать первые тесты, которые были предназначены для оценки уровня умственных способностей у детей в возрасте 3–13 лет. Сами создатели текстов рассматривали интеллект как уровень развития психического здоровья, присущий определенному возрасту. Оценка выставлялась по количеству правильных ответов, их соотношению с ошибками.

Следующий прорыв в данной области произошел в 1912 году. Тогда немецкий психолог В. Штерн предложил делать оценки уровня умственного развития с помощью вычисления коэффициента интеллекта. Их он называл отношением хронологического и умственного возраста ребенка.

Учения В. Штерна продолжил Л. Термен. Он адаптировал предложенный коэффициент для жителей США, подвел его под шкалу Бине-Симона, для которой придумал некоторые изменения, чтобы модифицировать ее. Благодаря работам Л. Термена, была разработана новая шкала оценки интеллекта.

Первый полноценный тест на определение IQ был предложен Д. Векслер. Он предложил развернутую классификацию уровней развития умственных способностей, которая основывалась на частоте встречаемости показателя:

  • интеллектуальное снижение — до 69;
  • пограничный уровень — от 70 до 79;
  • пониженная норма — от 80 до 89;
  • средний уровень — от 90 до 109;
  • хороший показатель — от 110 до 119;
  • высокий уровень — от 120 до 129;
  • очень высокий уровень — свыше 130.

Со временем шкала была доработана, изменена зависимо от действующих реалий. Под нее составили более информативные тесты.

Какие факторы влияют на умственные способности

Высокий интеллект не всегда дается от природы. На интеллект влияет множество факторов извне.

Наследственность и строение мозга влияют на мышление, интеллектуальный арсенал человека. Например, от того, насколько эффективно работают лобные доли, зависит процесс обработки информации.

На интеллект ребенка влияет то, как питалась мать во время беременности. Если мать питалась правильно, избегала вредных привычек, то с повышенной доле вероятности у нее родится интеллектуальный человек.

Исследования показывают, что дети, у которых нет родных братьев и сестер, являются более интеллектуально развитыми, чем дети из больших семей. Это связано с тем, что одному ребенку родители уделяют куда больше внимания, больше в него вкладывают, чем в нескольких детей.

Если ребенок страдает заболеваниями, такими как синдром Дауна или фенилкетонурия, обладает другими особенностями развития, то вероятность отставания в интеллектуальном плане повышается.

Возрастные различия

Фундамент интеллекта закладывается в период от 5 до 7 лет. Полностью его возможности раскрываются ближе к 20 годам. Но и после 20 лет интеллект развиваться может, но уже в гораздо более медленном темпе.

Математические способности у человека раскрываются в 30-35 лет. Если к этому времени он не добился значительных успехов в математике, то теперь уже вряд ли добьется.

Врачи и ученые из области естественных наук демонстрируют пик своего интеллекта в 42-45 лет.

Психологи и философы полностью раскрываются ближе к 50-55 годам.

Но есть и способности, которые развиваются на протяжении всей жизни, могут проявиться даже в глубокой старости. Это художественные способности, которые касаются разных областей искусства (танцы, живопись, пение, актерское мастерство).

Снижаются ли интеллектуальные возможности у пожилых людей? Пожилые люди подвержены старческим заболеваниям, которые отрицательно влияют на мозг (склероз, деменция, старческое слабоумие). Но если заниматься своим интеллектуальным развитием, то живой и пытливый ум можно будет сохранить до самой старости.

Гендерные различия

Интеллектуальные различие между мужчинами и женщинами всегда являлись предметом для жарких споров и обсуждений. С древних времен считалось, что женщины менее развиты, чем мужчины.

Законы и традиции не позволяли женщинам заниматься многими видами деятельности, в том числе, и интеллектуальными. Из-за этого пошел миф, что женщины в этом плане менее развиты, чем мужчины. Такая практика есть и в тех странах, где женщина находится в приниженном положении. Интеллект у нее действительно ниже, но причина банальна – отсутствие возможности учиться.

То есть, различия структуры мозга у мужчин и женщин не определяют степень интеллекта. И женщина, и мужчина могут одинаково успешно выполнять одну и ту же работу.

То, что мозг мужчины весит больше, не делает его интеллект более острым. Повышенный уровень гормонов также неоднозначно влияет на интеллект, может снижать или повышать его.

Если говорить абстрактно, то мужчина, хорошо владеющий интеллектом, ничем не отличается от развитой женщины.

Основные функции

Общий интеллект выполняет различные функции и задачи.

Функция интеллекта. Пример из жизни.
Познание окружающего мира в целом. Ребенок появляется на свет, постоянно познает новое, изучает мир, жизнь.
Формирование целей и задач, преодоление препятствий, возникающих на пути. Школьник поставил перед собой цель учиться на одни пятерки. Ему не давалась химия, но при помощи интеллектуальных усилий и регулярных занятий он смог разобраться с материалом.
Возможность прогнозировать события, предугадывать результаты своих действий. Человек понимает, что если он будет грубить окружающим, то его не будут уважать, поэтому он старается общаться вежливо.
Управление окружающим миром, создание новых реалий. Немецкий изобретатель Карл Бенц изобрел автомобиль, а раньше люди не могли представить себе ничего подобного.
Способность накапливать в процессе деятельности опыт, передавать его другим. Человек научился грамоте, обучил этому своих детей.
Возможность занимать определенное положение в обществе. Мужчина хорошо учился в школе и институте, стал инженером. Благодаря совокупности своих умственных способностей, он смог занять высокую должность, получить уважение среди коллег, хорошую характеристику от работодателя и рекомендации.
Развитие существующих умений. Школьник научился решать задачи на складывание и вычитание. Благодаря интеллектуальным усилиям, на основе этого он освоил деление и умножение, решение уравнений.
Возможность проявить свой талант. Девушка с детства занималась музыкой, что позволило ей занять призовое место в городском конкурсе талантов.
Самоутверждение, реализация себя как личности. Интеллект помог начинающему писателю создать качественное литературное произведение, заявить о себе.

Признаки низкого интеллекта

Учитывая, что определить уровень способностей к мышлению исключительно тестами невозможно, специалисты выделяют ряд признаков, по которым люди с низким IQ выделяются на фоне других. Список признаков включает в себя следующие:

отсутствие зрелости во всех сферах жизни; неспособность индивида сосредоточить внимание на диалоге; неумение планировать собственную жизнь; слишком частая смена места работы; нежелание выслушивать критические замечания в свой адрес; отсутствие базовых навыков для нормальной жизни в социуме. Каждый отдельно взятый признак не дает полноценного видения уровня интеллектуальных возможностей конкретного человека

Большинство из перечисленных признаков при этом можно считать косвенными показателями низкого уровня IQ. Более точно определить уровень интеллекта позволяет наличие сразу нескольких из вышеуказанных признаков и соответствующих результатов тестирований

Каждый отдельно взятый признак не дает полноценного видения уровня интеллектуальных возможностей конкретного человека. Большинство из перечисленных признаков при этом можно считать косвенными показателями низкого уровня IQ. Более точно определить уровень интеллекта позволяет наличие сразу нескольких из вышеуказанных признаков и соответствующих результатов тестирований.

Виды интеллекта в психологии

Как уже было сказано выше, интеллект – это не только умственные способности, эрудированность или умение быстро вычислять в уме. Часто очень умные и талантливые люди не могут успешно сдать тест IQ с высокими баллами. Точно так же, наоборот, с виду глупые, ограниченные люди способны показать невероятные результаты. Причина этого кроется в том, что бывают разные виды интеллекта.

Любой профессиональный психолог скажет, что проходить тест IQ самостоятельно – это глупо и бесполезно.

Чтобы точно определить уровень интеллекта человека, нужно чтобы с ним предварительно поработал опытный психолог. Он поможет определить склонности человека и максимально объективно оценить его способности.

Каким бывает интеллект?
Если руководствоваться классификацией психолога Рэймонда Кэттелла, его можно представить в виде двух компонентов: подвижного и кристаллизовавшегося.

Исходя из работ Рэймонда Кэттелла, под подвижным интеллектом подразумевается логическое мышление, способность к анализу и действиям в нестандартных ситуациях. Что касается кристаллизовавшегося интеллекта, то он включает в себя использование полученного ранее опыта и сам опыт.

Современные психологи используют классификацию, в которую входит:

  • продукционный (ментальный);
  • социальный;
  • вербальный;
  • духовный;
  • эмоциональный интеллект.

️ Продукционный интеллект или интеллект мышления — это совокупность логического, системного и каузального мышления. Он необходим человеку для того, чтобы обрабатывать полученную информацию. Именно продукционный интеллект чаще всего и используют в качестве основного признака ума человека.

️ Социальный интеллект представляет собой способность ориентироваться в разных жизненных ситуациях, определять социальные роли других людей и использовать подходящие роли самостоятельно.

Для человека нормально вести себя в обществе не так как дома. Дома можно позволить себе петь в душе, дурачиться или ходить с грязной головой. В обществе нужно придерживаться определённых правил. Это и есть социальные роли. Чем больше ролей может играть и распознавать человек, тем он более развит.

️ Вербальный интеллект – это совокупность способностей к общению и получению информации из разных источников. Он развивается в возрасте 3-5 лет и требует контроля со стороны. Если своевременно не проследить за его развитием, умственные способности человека никогда не достигнут нормального уровня. Чтобы он развивался безостановочно, нужно читать классическую литературу, смотреть интересные фильмы, принимать участие в дискуссиях с образованными и эрудированными людьми.

️ Духовный интеллект представляет собой отражение гармоничности внутреннего мира и личностных качеств. Другими словами, его можно представить как весы, на одной чаше которых лежит мораль, а на другой – желания и цели. Если обе чаши уравновешены, значит, духовное развитие гармонично. Духовный интеллект отвечает за такую сложную категорию мышления, как поиск смысла жизни и определение своего места в ней

Поэтому для достижения гармоничного развития так важно предаваться размышлениям, мечтать и медитировать

️ Эмоциональный интеллект — это способность распознавать сигналы, поступающие от других людей в виде эмоций. В качестве примера можно привести героев известного сериала «Теория большого взрыва». Главные герои сериала – учёные, самым умным из которых является физик-теоретик Шелдон Купер. Он обладает идеальной памятью, легко считает в уме шестизначные цифры, но при этом не способен отличить сарказм от серьёзного разговора, а грусть от гнева.

Всё это связано с тем, что уровень его социального интеллекта крайне низкий. В то же время глупенькая официантка Пенни легко находит общий язык с людьми и может понять, что они чувствуют, по малейшим признакам эмоций.

Система трех уровней

Первый уровень образует набор функциональных механизмов когнитивных способностей. Это естественный, невербальный интеллект. Эффективность функционирования естественного уровня интеллекта по сравнению с другими, обусловленная характеристиками ЛОР субъекта, складывается из двух основных показателей:

  • степень выраженности индивидуальных когнитивных способностей;
  • степень связности связей между ними.

В чистом виде трудно выделить работу именно этого уровня, можно лишь говорить об определенном преобладании или тенденции к преобладанию в тех или иных случаях естественной основы интеллекта, например, когда формируется одновременный образ окружающей действительности, т.е. смотрение, слушание, соизмерение, сравнение тонов, полутонов, оттенков и т.д. (в описании этапов формирования сенсорного образа это первый и второй этапы: нахождение объекта и его различение, выделение в объекте определенных признаков, т.е. вплоть до перцептивных актов), когда субъект запоминает и воспроизводит непосредственно и непроизвольно, а также когда возникает мышление «до слов», догадка, внезапное озарение, мгновенное понимание, т.е. инсайт, творчество. Более того, это непроизвольная, непроизвольная работа вторичных образов, то есть поворот, опрокидывание или трансформация старых образов и возникновение новых образов без сознательного контроля над этим процессом. Наконец, это бессознательное воображение умственной деятельности над чем-либо. Более того, именно на этом уровне следует искать истоки интуиции.

Естественный уровень умственной активности трудно контролировать. Естественный интеллект проявляется в юморе, неожиданных метафорах, новых идеях, поездах мысли и т.д. Качественное своеобразие природного интеллекта в планах поведения и деятельности проявляется по-разному: от проницательности дизайнера до мгновенного постижения гармонии, смысла, индивидуальности или дисгармонии художественного образа, образа художника и т.д.

Второй уровень интеллектуальной деятельности обусловлен возникновением системы действующих механизмов познавательных способностей. Эффективность этого уровня интеллектуальной деятельности будет различаться в зависимости от того, в какой форме субъект вплетает информацию в свой опыт: в виде понятий, образов, ассоциаций, с помощью конкретных примеров и т.д. Таким образом, второй уровень интеллекта представляет собой единство оперативных механизмов и системы представлений, которыми обладает данный субъект. Продуктивность второго уровня интеллектуальной деятельности (вербальный, понятийный, логический интеллект) определяется следующими показателями

  • Разнообразие способов обработки информации;
  • степень владения этими или любыми другими функциями;
  • Широта и глубина репрезентативного образа личности (образа мира личности), т.е. степень организованности знаний субъекта
  • Тип доминирующего уровня обработки информации: концептуальный, ассоциативный, образный, визуальный и т.д;
  • Удельный вес «участия понятий» в процессе представления новой информации личностью.

Третий уровень интеллекта — это регуляция умственной деятельности. Каждый известный способ обработки информации имеет свою структуру, которую можно описать системой действий: Постановка целей, ориентация, принятие решений, предвидение, планирование, контроль, оценка и коррекция. Именно внутреннее регулирование составляет основу регулирования деятельности. Внутренняя регуляция обеспечивается внешней регуляцией: потребностями, мотивами, чувством долга, Я-концепцией, волевыми качествами и эмоциональными реакциями.

Измерения интеллекта

В XIX в. наиболее важным вопросом в психологии стал вопрос о способах оценки и измерения интеллекта. В 1905 г. французскими учеными А. Бине и Т. Симоном была создана первая тестовая батарея для оценки интеллектуального развития детей от 3 до 13 лет. Создателями теста интеллект рассматривался как полученный к определенному возрасту уровень психического развития, проявляющийся в сформированности познавательных функций и в уровне усвоения умственных навыков и знаний. Количество правильно выполненных заданий теста является характеристикой умственного возраста ребенка. 

В 1912 г. немецким психологом В. Штерном было предложено оценивать уровень интеллектуального развития при помощи вычисления коэффициента интеллекта, выражающегося отношением умственного возраста к хронологическому возрасту ребенка.

Л. Термен был взят за основу выдвинутый В. Штерном коэффициент интеллекта и адаптированная в США шкалы Бине-Симона, которая была модифицирована. Разработкой новой версии теста в Стэнфордском университете руководил Л. Термен. Новая шкала интеллекта была названа шкалой Стэнфорд-Бине. На сегодняшний день она является наиболее широко используемой методикой для оценки интеллектуального развития детей.

Первый вариант теста для измерения интеллекта в 1937 г. предложил Д. Векслер. Им была создана шкала для оценки интеллекта не только у детей, но и у взрослых. Шкалу интеллекта Векслера для детей перевели на русский язык, адаптировалии широко используют в нашей стране. Она имеет существенные отличия от шкалы Стэнфорд-Бине, и прежде всего это то, что задания, предлагаемые испытуемым, одинаковые для всех возрастов. Оценка складывается из числа правильных ответов, которое даёт испытуемый. После этого оно сравнивается со средним числом ответов для испытуемых конкретной возрастной группы. Такая процедура значимо упрощает подсчёт. 

Д. Векслер предложил качественную классификацию уровней развития интеллекта, которая основана на частоте встречаемости показателя. 

  • 69 и ниже – интеллектуальное снижение; 
  • 70-79 – пограничный уровень интеллекта; 
  • 80-89 – низкая норма интеллекта; 
  • 90-109 – средний уровень интеллекта; 
  • 110-119 – хорошая норма; 
  • 120-129 – высокий интеллект; 
  • 130 и выше – очень высокий интеллект.

Как начать внедрять искусственный интеллект


Фото: SviatlanaLaza / Shutterstock

Основатель TalkBank Михаил Попов советует начать с пересмотра своих процессов с точки зрения их исключения, автоматизации и роботизации

Если же бизнес ещё на этапе идеи, важно сразу заложить бюджет на ИИ.

«Если сейчас ИИ — это преимущество и возможность роста, то через три-четыре года это будут обязательные расходы, без которых ваша компания просто закроется через пару месяцев. Ей будет нечего делать на рынке, где конкуренты активно используют современные технологии».

Михаил Попов,
основатель TalkBank

Попов приводит в пример своего клиента — юридическую компанию, которая с помощью технологии в области финтеха и чат-ботов за год смогла увеличить оборот более чем в сто раз.

Определение интеллекта

Интеллект (от лат. – разумение, понимание, постижение) в психологии понимают в качестве общей способности к познанию и решению проблем, которая оказывает влияние на достижение успеха в любом виде деятельности и является основанием для других способностей. 

Интеллект не является синонимом мышлению, хоть, конечно, мыслительные способности и выступают в качестве его основы. Интеллект выступает системой всех познавательных возможностей человека: ощущений, восприятия, памяти, представлений, воображения и мышления. Понятие интеллекта в качестве умственной способности используется как обобщение поведенческих характеристик, которые связаны с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

Кто ввёл понятие интеллект?

Умственные способности людей были предметом изучения многих учёных, в том числе знаменитых мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. Однако понятие интеллекта впервые было введено только в конце XIX века, то есть чуть больше ста лет назад.

Термин «интеллект» ввёл в обиход британский учёный-антрополог Фрэнсис Гальтон. Он вдохновлялся работами Чарльза Дарвина и был сторонником дарвиновской теории эволюции. Кстати, предметом интереса Фрэнсиса Гальтона были не только интеллектуальные способности людей, но и их геном.

Фрэнсис Гальтон

В стремлении принести человечеству пользу, учёный стал основоположником евгеники – учения, направленного на борьбу с вырождением. Это учение позже было использовано Адольфом Гитлером для объяснения целей и пользы нацизма.

Впрочем, сам Фрэнсис Гальтон не стремился к уничтожению ущербных людей. По его мнению, интеллектуальный человек должен быть всесторонне развит, в том числе духовно. Сам учёный вполне соответствовал этому описанию, сделав существенный вклад в развитие психологии, генетики, криминалистики и физики. Позже его взгляды на сущность интеллекта были подтверждены другими исследователями, классифицировавшими интеллектуальные способности людей.

Эмоциональный интеллект

Понятие IQ включает умение различать эмоции, понимать, что движет другими людьми, чего они хотят, к чему стремятся и чего добиваются. Именно он помогает управлять своими и чужими чувствами для достижения целей.

Наш ум можно условно разделить на две половины: рациональную, которая отвечает за познание, мысли, умозаключения и импульсивную, лишенную логики, но не менее влиятельную. В идеале мы должны уравновесить и подружить эти части.

Составляющая IQ – это характер. Эмоциональный вид включает в себя навыки:

  • верить в себя;
  • сочувствовать;
  • контролировать эмоции;
  • уметь отвлекаться от неприятных переживаний;
  • стремиться к цели;
  • находить мотивацию.

Гениальность

В некоторых случаях, когда человек проявляет высокую интеллектуальную активность в творческой деятельности, ей может сопутствовать то, что на основе определенных признаков воспринимают как гениальность.

Если понимать смысл механизмов, составляющих основу психики и обуславливающих интеллектуальный потенциал, а также суть самого этого потенциала, можно говорить об экстремальном состоянии интеллектуального творчества, т.е. о гениальности. Как правило, гениальностью является степень интеллектуального потенциала, способствующая созданию неординарных и особо выдающихся творческих результатов.

Состояние гениальности отличается своими характеристиками психической, а также физиологической организации. И эти характеристики таковы, что без кропотливой и вполне серьезной работы никаких гениальных идей и результатов ожидать просто не стоит. Среди данных характеристик можно выделить:

  • Необходимый уровень энергетики и энергии, зависящий, помимо прочего, от особенностей движения крови по сосудам, метаболизма и вентиляции легких. Если они не будут соответствовать определенным параметрам, у организма человека не будет возможности полностью раскрыть творческие навыки.
  • Независимо от уровня энергетики и энергии, у человека обязательно должна быть мотивирующая сила – что-то, что будет постоянно подталкивать его к действиям и заставлять придерживаться выбранного направления. Иначе человек не станет даже пальцем шевелить, ведь у него не будет никакой цели.

Если две этих характеристики присутствуют, а их сочетание оказывается подходящим, появляется неудовлетворенность человека текущим положением дел, требующим для своего изменения совершения осознанных волевых усилий. И когда понимание конкретной ситуации накапливается и достигает критической отметки, происходит то самое озарение, называемое гениальным. Если же человек будет лежать на диване и смотреть в потолок, ни на какие откровения ему лучше не рассчитывать.

Что же такое гениальность? В первую очередь, это постоянное пребывание в процессе осмысливания какой-либо творческой идеи, непрекращающаяся и преобладающая над всем остальным мозговая активность. Она не останавливается, даже когда человек спит, ведь она имеет для него такое большое значение, что получает подпитку из большинства существующих областей восприятия.

Эта активность не появляется сама по себе и из ниоткуда. Это следствие кропотливого изучения и обдумывания определенной проблемы или ситуации, играющей в жизни человека важнейшую, чуть ли ни главную роль (одной из таких ситуаций может быть состояние влюбленности, когда невозможно думать ни о чем другом).

Из этого следует вывод: чтобы делать поистине гениальные вещи, вовсе не обязательно быть гением от природы, наследовать какие-то генетические черты от предков. Состояния гениальности можно достичь искусственно, «заболев» чем-то окончательно и бесповоротно. Эта «болезнь» активизирует максимум интеллектуального потенциала, тем самым и приведя к состоянию творческой гениальности.

Мы глубоко убеждены, что развивать мышление и интеллект должен каждый человек. На это не должно влиять ни окружение, ни обстоятельства, ни какие-либо иные причины. Единственное, что должно оказывать влияние – это искреннее желание развиваться, становиться лучше и умнее. Мы желаем вам иметь это желание, никогда ни перед чем не останавливаться и, конечно же, собирать как можно больше информации о работе интеллекта и его особенностях.

Пусть наша статья послужит еще одной монеткой в вашу копилку знаний. Искренне желаем вам удачи и достижения новых вершин!

С чего всё началось

В начале восьмидесятых Гарднер изучал когнитивные способности и академические успехи людей разных возрастов. Среди исследуемых были как высоко одарённые, так и люди, имеющие мозговые повреждения. Психолог обнаружил, что результаты многих учащихся зависят не только от природных талантов и интересов, но и от того, как они усваивают информацию.

Например, если ученик не понял грамматическую конструкцию иностранного языка на слух, то это ещё не означает, что у него нет лингвистических способностей. Возможно, нужно было использовать другой подход — например, визуализировать информацию в таблице.

Спустя какое-то время Гарднер предположил, что с точки зрения устройства интеллекта мозг — это не единое целое, а множество независимых «блоков», каждый из которых отвечает за разные навыки и умения. И в 1983 году психолог выпустил книгу «Структура разума: теория множественного интеллекта» (оригинальное название — Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences), в которой сформулировал теорию о существовании «множества интеллектов».

Первоначально Гарднер выделил семь типов интеллекта. Однако в 1999 году он дополнил теорию книгой «Переосмысление интеллекта: множество интеллектов в XXI веке» (оригинальное название — Intelligence Reframed: Multiple Intelligences for the 21st Century), в которой описал ещё один тип интеллекта — натуралистический. Так появилась современная «восьмёрка интеллектов» Гарднера:

  • Музыкальный. Способствует восприятию информации на слух и через чувство ритма. Позволяет легко учиться играть на музыкальных инструментах, петь и сочинять мелодии.
  • Вербальный. Помогает усваивать материал в текстовом формате и изучать языки.
  • Межличностный. Позволяет эффективно работать в командах и устанавливать крепкие социальные связи. Развитый тип этого интеллекта говорит о высокой эмпатии.
  • Телесно-кинетический. Влияет на осязание и координацию. Людям, у которых доминирует этот тип, по словам Гарднера, важна окружающая обстановка, тактильный контакт и перерывы, чтобы свободно подвигаться.
  • Визуально-пространственный. Отвечает за воображение и способность ориентироваться в пространстве. Этот интеллект помогает легко запоминать изображения, поэтому такие люди любят получать информацию в формате картинок.
  • Логико-математический. Легко анализирует информацию и обрабатывает данные, представленные в графиках, таблицах и диаграммах.
  • Внутриличностный. Отвечает за анализ собственных чувств, эмоций и действий. По утверждению Гарднера, нередко люди, у которых преобладает этот интеллект, — интроверты, которым комфортно работать и учиться в уединении. А ещё психолог считает, что развитию внутриличностного интеллекта помогает создание индивидуальных проектов и написание рефлексивных эссе.
  • Натуралистический. Отвечает за способность изучать и понимать природу, окружающую среду. Этот интеллект, как считает автор теории, совершенствуют исследования и эксперименты.

Основная идея Гарднера заключается в том, что эти интеллекты автономны — между ними нет связи или она очень слабая. Психолог утверждает, что обычно у человека хорошо развиты несколько типов интеллектов, но некоторые из них могут сильно отставать от «главных». Из-за этого люди, которые блестяще показывают себя в одной дисциплине, порой не всегда в состоянии освоить даже школьную программу в другой.

Примечание:

Именно поэтому Гарднер видит в тестах IQ несправедливость образовательной системы — ведь по сути они оценивают лишь вербальный и логико-математический типы интеллекта.

Теория Гарднера приводит к выводу, что можно стать замечательным музыкантом или врачом, имея не самый высокий IQ. Однако этих людей ещё в школе списывают со счетов, ведь традиционный подход к образованию заточен преимущественно на логику и вербальную информацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector