Воспитательные идеи и биография антона семеновича макаренко

Воспитательные идеи Макаренко

Работа в детской трудовой колонии имени Горького дала Антону Семеновичу возможность по-другому взглянуть на процесс воспитания и образования детей. Он считал, что каждый ребенок должен воспитываться в коллективе, у него должно быть несколько любимых предметов. Ребенок не может быть развит во всем, но любимые предметы он станет изучать с удовольствием.

Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима. Он считал, что дети должны содержаться без каких-либо рамок и ограничений. В своей педагогической практике он придерживался принципа: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

Учение Макаренко шло в разрез с утвердившейся командно-административной системой управления. Его взгляды противоречили сталинскому пониманию образования. Идеи Сталина базировались на воспитании человека, подчинявшегося требованиям государства. Макаренко же выступал за воспитание самостоятельной и деятельной личности. 

Антон Семенович считал, что огромную роль в воспитании детей играет семья, поэтому написал сочинение для родителей, в котором обосновал некоторые требования к семейному воспитанию. В «Книге для родителей» Макаренко давал советы, как воспитывать ребенка в труде, помогать детям в учебе, укреплять их дружбу с товарищами.

В настоящее время воспитательные идеи Макаренко стали классикой в современной педагогической науке.

Личная жизнь

Отец Антона был угрюм и задумчив, в своей жизни он испытал немало потерь и трудностей. Поэтому сыну, отчасти, передалась эта серьезность и в свою личную жизнь он многих не допускал. Кто такой этот великий учитель? Он прозаик, который стремился сделать возможным развитие свободной личности внутри автократичной системы. Макаренко женат на Галине Салько, после 1935-го года уже с фамилией супруга.

Были у четы Макаренко приемные дети, сын Лев Михайлович, воспитываемый супругой, и Олимпиада Витальевна, оставшаяся после бегства брата Виталия из России. Первая любовь публициста Елизавета Федоровна Григорович, любопытен факт ее замужества за священником и возраст почти на десять лет старше Антона. Она 20 лет проработала вместе с ним в колонии, свел ее с ним муж, в тот момент, когда пытался спасти Макаренко от самоубийства.

Макаренко о воспитании

  • «Наши дети всегда граждане. И чем больше гражданский долг связывается с их ростом и воспитанием, тем более полноценные воспитываются из них люди».

  • «Я не верю в то, чтобы были морально дефективные люди. Стоит только поставить в нормальные условия жизни, предъявить ему определённые требования, дать возможность выполнить эти требования, и он станет обычным человеком, полноценным человеком, человеком нормы».

  • «Я повторяю, что если из человека выходит хулиган, то в этом виноват не он, а виноваты педагогические методы».

  • «Я имею право утверждать, что работа по воспитанию — очень легкая работа. Легкая не в том смысле, что можно поработать, потом пойти погулять, потом почитать, отдохнуть и т. д. Нет, времени она берет много, но она легкая по типу напряжения.

    Последние годы у меня было 600 коммунаров… и мне было легко работать, настолько легко, что с 1930 г. я работал без обычной в интернатах должности воспитателя. Были учителя в школе, были инженеры на заводе, но детский коллектив в 600 человек жил, в известном смысле, самостоятельно. И утром, когда я слышал сигнал «вставать» и знал, что в моем коллективе нет ни одного взрослого человека, я не беспокоился. (…) Я сначала поражался, зная, как трудно встать вовремя, натереть полы, когда за тобой никто не следит, а потом перестал удивляться и увидел, что это нормальное коллективное действие, нормальный человеческий поступок, а нормальный человеческий поступок и есть самый простой и самый легкий поступок».

  • «Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям».

  • «Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать».

  • «Чтобы, решая сегодняшние дела, все воспитанники никогда не забывали о задачах завтрашнего дня, о перспективах учреждения, о планах…»

  • «Мы имеем дело только с отрядом. Мы с личностью не имеем дела. Такова официальная формулировка. В сущности, это есть форма воздей­ствия именно на личность, но формулировка идет параллельно сущно­сти. На самом деле мы имеем дело с личностью, но утверждаем, что до личности нам нет никакого дела».

Каким образом это получается? Мы не хотели, чтобы каждая отдель­ная личность чувствовала себя объектом воспитания. Я исходил из тех соображений, что человек 12–15 лет живет, он живет, наслаждается жизнью, получает какую-то радость жизни, у него есть какие-то жизнен­ные впечатления.

Для нас он объект воспитания, а для себя он живой человек, и убеж­дать его в том, что ты не человек, а только будущий человек, что ты яв­ление педагогическое, а не жизненное, было бы мне невыгодно. Я старал­ся убедить, что я не столько педагог, сколько я тебя учу, чтобы ты был грамотным, чтобы ты работал на производстве, что ты участник произ­водственного процесса, ты гражданин, а я старший, который руководит жизнью при твоей же помощи, при твоем же участии. Меньше всего я старался убедить его, что он только воспитанник, т. е. явление только педагогическое, а не общественное».

Литературная деятельность

Педагогическая деятельность Антона Макаренко нашла отражение во многих его литературных произведениях.

Первый писательский опыт педагога был не самым успешным и подвергся в 1914 году критике Максима Горького. Последующие одиннадцать лет Макаренко ничего не писал, но записные книги все же вел.

Позже, последовав совету Горького, побывавшего в трудовой колонии под Полтавой, Антон Семенович снова вернулся к литературной деятельности. Практическое знание и понимание того, как должен быть устроен воспитательный и обучающий процесс, легли в основу статей и книг Антона Макаренко.

В 1925 году он приступил к работе над своим главным произведением — «Педагогической поэмой» (окончена в 1935 году).

В 1932 году увидела свет книга «Марш 30 года» о детской трудовой коммуне им. Дзержинского.

Методику педагогической деятельности и воспитания Макаренко продолжил разрабатывать и описал ее в ряде опубликованных статей.

В 1934 году Антон Семенович Макаренко вступает в ряды членов Союза советских писателей.

«Методика организации воспитательного процесса», первая научная работа педагога-писателя, вышла в 1936 году. Со ставшей известной и очень популярной «Книгой для родителей» читатели знакомятся в 1937 году.

Факты личной биографии Макаренко описал в повести «Честь» (1938 год) и в неоконченном романе «Пути поколения».

Среди литературных произведений Макаренко — очерки и статьи, повести и романы, рассказы, пьесы, киносценарии.

Что осталось

Прослужив на должности около двух лет, Макаренко тихо вышел в отставку и перебрался с семьёй в Москву. К тому времени у него была семья (обещания никогда не жениться он не исполнил, зато исполнил другое — не иметь собственных детей). Дело вышло так: прожив с попадьей Елизаветой Фёдоровной 20 лет, Макаренко её, наконец, оставил. Брат Виталий в своих воспоминаниях объясняет так: «У неё полезли наружу атавизмы старой поповской семьи — жадность, скупость и мелочность. Она завела с десяток кошек, и во всех комнатах стояла вонь». А может, дело просто в том, что после бесконечных безответных любовей — к учительницам, почтальоншам, просто случайным знакомым — он влюбился в инспектора из наркомпроса, посетившую Колонию имени М. Горького в 1927 году, — Галину Стахиевну Салько, и она вдруг ответила его на чувства. Антону Семёновичу было тогда 39 лет. Он писал ей трогательные письма: «Опять вечер, и опять я остаюсь в одиночестве перед жизнью и любовью, двумя страшными вещами, которых обыкновенно боятся люди… В моей каторжной жизни любовь, как городничий, вошла в переполненный храм, и в храме стало жарко и тесно. Я не знаю, кого жалеть, публику или городничего, и я не знаю, чего бояться. Но что я непременно обязан делать — это благодарить Вас за то, что Вы не прошли мимо случайности — меня. За то, что Вы украсили мою жизнь смятением и величием, покорностью и взлётом. За то, что позволили мне взойти на гору и посмотреть на мир. Мир оказался прекрасным».

Галина Стахиевна

Вскоре она переехала к нему с сыном Львом. Сам Макаренко воспитывал племянницу Олимпиаду — дочь брата Виталия. Виталий был белогвардейцем и едва успел спастись от большевиков, оставив беременную жену. Жил в Париже, дочь свою никогда не видел (в скобках заметим, что и о попадье судить не мог, разве что со слов брата). Девочка, с младенчества отданная Антону, долго считала его своим родным отцом. Воспитывалась она в Коммуне, наравне с другими. А впрочем, лучшего места для ребенка тогда и не было…

И вот теперь семья — супруги Макаренко и двое детей — перебралась в Москву. Антон Семёнович, к этому времени уже автор нашумевшей «Педагогической поэмы», вступил в Союз писателей. Продолжал заниматься литературой, читал лекции по педагогике, вёл передачу на радио, работал над сценарием фильма «Путёвка в жизнь»… Был ли он счастлив? Вряд ли. С женой отношения охладели. Делом своей жизни — воспитанием трудных подростков он заниматься не мог.

Макаренко умер внезапно, в поезде из подмосковного Голицыно в Москву — вёз с дачи вариант сценария на студию. Разрыв сердца. И это не просто такое выражение. В буквальном смысле его сердце разорвалось на две половины, как если бы разломили яблоко. Антону Семёновичу исполнился всего 51 год, он многое ещё мог бы сделать, если б ему не помешали…

Жена не пришла на его похороны, сослалась на плохое самочувствие. Зато потом долгие годы ездила по стране, выступала с лекциями о системе Макаренко. С некоторых пор эта система сделалась страшно популярной (какой никогда не была при жизни Антона Семёновича). Его книги стали бесконечно переиздаваться в разных странах. В Японии так до сих пор на психологических факультетах труды Макаренко входят в обязательную программу. А в Германии есть центр по изучению его наследия. Что ещё осталось? Ученики. Из них ни один не сделался человеком недостойным — брака в воспитании Антон Семёнович не допускал. Артисты, инженеры, музыканты, учителя… Особенно много среди бывших воспитанников Макаренко было учителей. Ещё остались внуки — художник и режиссёр Антон Васильев и знаменитая актриса Екатерина Васильева

Не важно, что они Антону Семёновичу двоюродные, их мать вырастил и воспитал именно он, а воспитать — это главное. Во всяком случае, по Макаренко

Этап после революции

В 1919 году работал учителем в Полтаве, затем в Крюкове. Там он стал директором местного университета, но пробыл там всего один год, потому что в 1920 году его пригласили руководить Полтавской колонией для молодых преступников.

Спустя годы Макаренко доверили создание и управление центром под Полтавой для детей и молодежи, ставших бездомными в результате русской революции и которые могли быть вовлечены или не причастны к преступным действиям.

Реабилитационный поселок стал называться Колония Горки в честь педагога Максимо Горького. В нем он сделал пару статей и публичный доклад, который представил на конференции в Украине.

Под влиянием этого педагога молодежь центра заинтересовалась экономикой колонии и посвятила себя работе на своих полях и в садах. Чтение Горького, писателя и крестного отца общины, изменило сознание этих молодых людей.

В 1926 году воспитанники Горьковской колонии переняли другой учебный центр, в котором было около двухсот детей, в Куряже под Харьковом. Однако критики не дождались опубликованного Макаренко отчета о Горьковской колонии. Семь лет спустя из-за разногласий с органами образования его уволили, но он посвятил себя созданию других колоний так же успешно, как и в Горьком.

В 1927 году он также был назначен главой коммуны Дзержинского под Харьковом, исправительного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей. Несмотря на то, что поступившие в детский дом молодые люди считались неисправимыми, Макаренко сумел заслужить уважение у них и своих коллег.

В учреждении он сочетал настойчивость, уважение, школьное образование и продуктивный труд. В коммуне был завод по производству электродрелей и завод по производству фотоаппаратов Leika.

Ранние года

Антон Семенович Макаренко родился 13 марта 1888 года в городе Билополь Харьковской губернии, который в то время был столицей Украины.

Он был вторым сыном Семена Григорьевича Макаренко, маляра железнодорожного депо, человека замкнутого и малообщительного. Его мать Татьяна Михайловна, дочь русского солдата, была, напротив, женщиной с большим чувством юмора и оптимизмом. Антон описал свой характер как «главный тон».

Макаренко в детстве оказался несколько слабым и болезненным, хотя обладал необычной наблюдательностью. В пятилетнем возрасте он уже умел без проблем читать и писать, а в семь лет поступил в школу первых букв.

Через пять лет, в 1900 году, отец устроился на работу в Крюков, и семья переехала в этот пригород промышленного города Кременчуг. Макаренко поступил в городскую школу этого города, где проучился шесть лет, отличаясь такими предметами, как философия, астрономия и естественные науки.

Уезжая, он прошел годичный педагогический курс и в 1905 году, когда ему едва исполнилось семнадцать лет, начал преподавать. Его первые годы прошли в начальной школе предприятия, где работал его отец, на станции Долинская под Херсоном.

Там он начал проводить определенные эксперименты со своими учениками, и одним из его первых выводов была необходимость понимать особенности жизни каждого ученика, поскольку знание их личных качеств облегчило бы влияние на них для улучшения их поведения.

В 1914 году он поступил в Полтавское училище, которое не смог продолжить. Через два года он присоединился к русской армии, но в марте 1917 года был расформирован из-за плохого зрения. Именно поэтому он возобновил учебу и окончил ее с отличием.

Основные педагогические идеи Макаренко

В основу своих методик Антон Семенович заложил принцип параллельного действия. Суть его проста, но и одновременно сложна в понимании. Человек должен являться центральной точкой развития общественной и его собственной жизни, а также стать важнейшей составляющей трудового коллектива. Он выступает творцом успеха во всех аспектах его жизнедеятельности, а принципы и нормы закладываются учителями на первом этапе воспитательного процесса. Так учили нас и наших предков, что сейчас происходит в школах, этого сказать точно не могу.

Человек должен с раннего детства играть в жизнь, но с максимальной ответственностью и уважением к другим участникам процесса, чего не наблюдается в современном обществе. Кратко свои идеи Макаренко выделял через коллектив:

  • назначение должностей в органах самоуправления.
  • качественная связь с обществом.
  • единая цель для команды единомышленников.
  • разработка комплекса общих действий для ее достижения.
  • контроль, дисциплина и ответственность.

Педагогические идеи Антона Семеновича рассматриваются через призму соблюдения режима, трудового распорядка дня, организации активного отдыха. Через творческую составляющую происходит развитие личности в человеке, его индивидуальные успехи внутри коллектива способствуют росту веры в свои силы и раскрывают оптимально имеющийся потенциал.

Основные идеи Макаренко заключаются в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Профессионализм педагога должен заключаться в умении подводить от частностей к общему, точечно и конструктивно. Я понимаю методики легендарного учителя, как умение через конкретные задачи подключать у ребенка максимальный интерес к общественно-полезной жизни.

Личная жизнь

Первой – гражданской – женой Макаренко была Елизавета Григорович. Пара познакомилась в 1906 году, когда Антону было 18 лет, а Елизавете – 26 лет. Женщина ушла от мужа к молодому избраннику, работала с ним в воспитательной колонии и во всем поддерживала. Их связь не одобряли родственники, особенно отец Макаренко. Расстались они спустя 20 лет, не оформив отношения и не родив детей.

С Елизаветой Григорович

В 1920 году у брата педагога Виталия Макаренко родилась дочь Олимпиада. Незадолго до появления малышки на свет, ее отцу пришлось в срочном порядке уехать из страны, чтобы спастись от преследования большевиков. Антон Макаренко принял решение взять девочку под опеку. Он полностью занимался воспитанием ребенка.

В 1935 году на очередную проверку в колонию Антона Семеновича пришла молодой специалист Галина Стахиевна Салько.

Галина Стахиевна Салько

Женщина, в отличии от других ревизоров, одобрила воспитательные методы Макаренко и расположила педагога к себе. Их чувства оказались взаимны, и вскоре пара оформила официальные отношения. Сына Салько – Льва – Макаренко усыновил после сочетания браком с его матерью. Родных детей у Антона Семеновича не было.

Личная жизнь

Первой возлюбленной Антона была девушка по имени Елизавета Григорович. На момент встречи с Макаренко, Елизавета состояла в браке со священнослужителем, который собственно их и познакомил.

В 20-летнем возрасте парень был в ужасных отношениях со сверстниками, вследствие чего хотел покончить жизнь самоубийством. Чтобы оградить юношу от такого поступка священник провел с ним не одну беседу, привлекая к разговорам и свою жену Елизавету.

Вскоре молодые люди поняли, что влюблены. Когда об этом узнал отец Антона, он выгнал его из дома. Тем не менее, Макаренко не захотел бросить свою возлюбленную.

Позже Антон Семенович вместе с Елизаветой будет трудиться в колонии имени Горького. Их отношения продолжались на протяжении 20 лет и завершились по решению Макаренко.

Антон Макаренко и его жена Галина

В официальный брак педагог вступил только в возрасте 47 лет. С будущей женой, Галиной Стахиевной, он познакомился на работе. Женщина трудилась инспектором Наркомнадзора и однажды приехала в колонию с проверкой.

От предыдущего брака у Галины был сын Лев, которого Макаренко усыновил и воспитывал как родного. Также у него была приемная дочь Олимпиада, оставшаяся от его брата Виталия.

Это объяснялось тем, что белогвардейцу Виталию Макаренко пришлось еще в молодости покинуть Россию. Он эмигрировал во Францию, оставив на родине беременную супругу.

Детство и юность

Антон Макаренко был первым ребенком в обычной украинской семье. Он родился в первый день весны 1888 года в селе Белополье Харьковского района. Поселение находилось недалеко от железнодорожной станции, где отец Антона трудился маляром. У будущего педагога был младший брат Виталий, впоследствии ставший выдающимся офицером и из-за службы царю вынужденный уехать из страны после революционных событий.

С детства у Антона Макаренко наблюдались проблемы со зрением – близорукость, поэтому он был вынужден носить очки, за что получал насмешки от сверстников. Позже диагноз стал причиной досрочного освобождения от военной службы.

Антон Макаренко в детстве

В доме семьи Макаренко всегда были книги, и маленький мальчик вместо активных игр на улице отдавал предпочтение литературе. Родители рано поняли его тягу к знаниям и постарались сделать все, чтобы ребенок смог получить достойное образование. В 1895 году, когда ребенку исполнилось 7 лет, он был зачислен в двухклассное училище, где получил начальное образование.

Затем семья переехала в город Крюков, где была возможность освоить еще 4 класса школьной программы. Макаренко был зачислен в уездное училище Кременчуга, где сначала получил общее образование, а затем, в 16 лет, поступил на годовые педагогические курсы. С этого момента началось становление молодого учителя в профессии.

Антон Макаренко в молодости

Детство и юность

1 апреля 1888 года в семье работника железнодорожной станции, расположенной в городе Белополье Сумского уезда, родился первенец. Счастливые родители назвали ребенка Антоном. Вскоре после сына у супругов Макаренко появились еще один мальчик и девочка. Увы, младшая дочь умерла еще в младенчестве.

Антон Макаренко в детстве

Старший Антон тоже рос болезненным. Хилый мальчик не участвовал в общих дворовых забавах, предпочитая проводить время с книгами, которых в доме Макаренко было достаточно. Несмотря на должность разнорабочего и маляра, отец будущего педагога любил читать и привил эту особенность детям.

Замкнутость и близорукость, заставляющая Антона носить очки, сделали мальчика непопулярным среди ровесников. Над мальчиком часто и жестоко издевались. В 1895 году родители отдали ребенка в двухклассную начальную школу, учеба в которой давалась Антону легко. Образ всезнайки не прибавил ребенку в глазах сверстников авторитета.

Молодой Антон Макаренко в армии

Когда мальчику исполнилось 13, семья перебралась в город Крюков, чтобы дети Макаренко могли продолжить образование. Антон поступил в Кременчугское 4-классное городское училище, которое закончил с отличием и похвальными грамотами.

В 1904 году Антон впервые задумывается о будущей профессии и поступает слушателем на педагогические курсы, после окончания которых получает право преподавать в начальной школе.

Педагогические теории

В течение его карьеры Макаренко окружали споры, поскольку он считал, что органы образования чужды реальности. Он назвал их «педагогическим Олимпом» как способ критики их чисто теоретического, буржуазного, традиционного и западного видения, которое они придерживались в отношении образования.

Он утверждает, что цель образования — «формирование« нового человека », наделенного исторически важными знаниями, ценностями, способностями и установками для построения и защиты советского общества».

Макаренко предположил, что образование должно формировать людей, обладающих следующими характеристиками:

-Ответственность за цели советского общества.

-Дух сотрудничества.

-Солидарность и товарищество.

-Дисциплинарная личность.

-Чувство долга.

-Сосредоточьтесь на интересах общества над личностями.

-Борьба против подчинения и эксплуатации человека человеком.

-Политическая подготовка.

— Быть убежденным коммунистом, а также пропагандистом действия и слова.

Чего добился Макаренко?

Любой ценой сделать из детей колонии здоровых психологически и взрослых людей. Задача номер один привить им моральные принципы и нравственные устои, чем выдающийся педагог и занимался на протяжении нескольких десятилетий. Его труды по сей день обрабатываются в методические пособия, которые позволяют двигать вперед культуру образования. Ранний уход из жизни, в 51 год, не позволил Антону Семеновичу во время Второй Мировой войны подготавливать еще более усовершенствованные практические рекомендации по вопросам образования молодежи.

На самом деле, публицист был неугоден власти, о нем неоднократно писали критические заметки, но украинская знать не давала Макаренко в обиду. Поэтому мы и сегодня знаем о его работах, иначе до нас не дошло и 10% его методик. Годы жизни легендарного прозаика прервались возможным отравлением, ведь сердце было при вскрытии видоизменено, но доказать ничего не смогли. Попробуем понять концептуальность трудов великого учителя через цитаты

«Для воспитания не требуется большого времени, важно уметь грамотно использовать малое». «Ваше поведение – решающий момент воспитательного процесса, даже, когда вас нет дома – он не прекращается»

Постепенно в колонии для малолетних преступников Макаренко смог создать упорядоченный и организованный быт, смог разделить их на группы. Все было организовано таким образом, что новый человек, который попадал в колонию, автоматически помещался в комфортное пространство. Видимо поэтому при объединении колонии с уже вполне нормальными парнями легко удалось выровнять отношения с огромным десантом «горьковских» ребят.

Антон Семенович Макаренко

Писатель

Макаренко Антон Семенович (1888/1939) — русский писатель, педагог,
общественный деятель. Литературное творчество разнообразно — от критических и
научных статей до крупных, художественных форм (роман « Педагогическая поэма»).
Практически все произведения Макаренко затрагивают проблемы педагогики,
воспитания, образования, которыми он занимался с позиций не только теории, но и
практики.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д,
Феникс, 2009, с. 163-164.

Педагог

Макаренко Антон Семенович (1888 — 1939) — советский педагог. Основные работы:
«Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей», «Методика
организации воспитательного процесса» и др. Осуществил беспримерный в
педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-беспризорников.
Выступал с критикой теории воспитания, ориентированной на авторитарность и
анархизм. В своей работе руководствовался принципом диалектического единства
личности и общества и веры в творческие силы человека, сумел соединить обучение
и воспитание детей и подростков с производительным свободным творческим трудом.
Является одним из теоретиков коллективного воспитания, разработал его принципы:
воспитание в коллективе и через коллектив; уважение и требование к личности;
принцип параллельного действия. Развивал теорию семейного воспитания. Цель
нравственного воспитания видел в воспитании чувства долга, чести, воли,
характера и дисциплины. Вопросы полового воспитания предложил не выделять из
общей системы воспитания гражданина.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ.
высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001,
с. 77.

И педагог, и писатель

Макаренко Антон Семенович
(1/13.03.1888-1.04.1939), педагог, писатель.

В юности учительствовал на
Украине. По окончании Полтавского учительского
института (1917) заведовал железнодорожным и
городским училищами. С 1920 руководил трудовой
колонией для несовершеннолетних
правонарушителей (до 1926 близ Полтавы, с 1926
переведена под Харьков). В 1927 организует детскую
трудовую коммуну им. Дзержинского, где работает
до 1936. В 1936 возглавляет колонию им. Горького под
Киевом. В 1937 переезжает в Москву, где занимается
литературной работой.

В труднейших условиях
хозяйственной разрухи разработал и воплотил
систему воспитания педагогически запущенных,
социально и нравственно искалеченных детей,
жертв войн и социальных бедствий. В основе
педагогики Макаренко — теория воспитательного
коллектива, формирующего нормы и стиль жизни в
детской среде.

Макаренко выступал против
использования для детей элементов тюремного
режима в пользу усиления производственного
уклона и общевоспитательных методов. В
отношениях с воспитанниками придерживался
принципа: “Как можно больше требований к
человеку и как можно больше уважения к нему”.

Деятельность колонии им.
Горького отражена в прозе Макаренко:
“Педагогическая поэма”, “Флаги на башнях”.
Воспитанию в семье посвящена его “Книга для
родителей”.

Другие биографические материалы:

Каиров И.А. Советский педагог (Большая
советская энциклопедия).

Залесский К.А. Практик массового перевоспитания преступников
(Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь.
Москва, Вече, 2000).

Румянцев В.Б. Создавал альтернативную общественную структуру
(Педагогия).

Грознова Н.А. …И все же писатель (Русская
литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь.
Том 2. З — О.).

Далее читайте (Сочинения, статьи, письма, другие материалы о Макаренко,
справочные материалы).

ПРАВДА О БЕЛОМОРКАНАЛЕ

Основные идеи и уникальный практический опыт Макаренко в воспитании подростков, особенно трудных, находят отклик у многих педагогов разных стран вплоть до наших дней.

Всемирная слава Макаренко связана с эффективностью его педагогической деятельности, прежде всего — в деле ликвидации детской беспризорности. Благодаря этому замечательному педагогу тысячи детей, которые были обречены на жалкое существование, состоялись в жизни.

Своей практикой он подтвердил свои слова:

Решением ЮНЕСКО Макаренко признан одним из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.

Кто такой Макаренко?

Антон Макаренко известен тем, что первым обратил внимание на застой в сфере педагогики страны на старте двадцатого века. На практике смог воспитать несколько тысяч несовершеннолетних членов колонии, превратив мир хаоса в упорядоченную организацию

Антон Семенович известен, как автор и методист, но отчасти его можно считать организатором и управленцем. Рядовой учитель волею амбиций, таланта, аналитического склада ума, стремления и смелости стал символом воспитания детей. Воспитатель смог отстоять позиции свободного гражданина внутри авторитарного режима власти, что внесло неоценимый вклад в развитие общества.

Биография Антона Семеновича Макаренко: молодые годы

Будущий выдающийся педагог родился 1 (13) марта 1888 года в городе Белополье, Сумского уезда, Харьковской губернии.

Родители Антона Семеновича Макаренко — простые по происхождению люди. Отец Семен Григорьевич, высококвалифицированный маляр, трудился в железнодорожном депо Харьковской железной дороги, мать Татьяна Михайловна вела домашнее хозяйство.

Глава семьи был хорошо образован, выписывал из Москвы и Санкт-Петербурга техническую литературу, много читал и пользовался авторитетом в депо.

Кроме Антона, в семье воспитывались еще двое младших детей: сестра Александра и брат Виталий.

У семейства Макаренко был большой дом, окруженный садом.

Глядя на отца, Антон с детства пристрастился к чтению. Мальчик рос сосредоточенным, не очень разговорчивым, часто болел и мало общался со сверстниками. Его замкнутость и слабое зрение не раз становились предметом насмешек, порою очень жестоких, со стороны ровесников.

Следуя по стопам отца, в 9 лет Антон начал обучаться ремеслу в железнодорожном училище, а после переезда семьи в Крюков (ныне Полтавская область) продолжил четырехгодичное образование в Кременчугском училище и окончил его в 1904 году.

Уже в этот период юноша увлекается педагогикой. Антон Макаренко в 1905 году оканчивает краткие учительские курсы и начинает преподавать русский язык, рисование и черчение в Крюковском железнодорожном училище.

В 1917 году Макаренко блестяще защищает дипломную работу по теме «Кризис современной педагогики» в Полтавском учительском институте и оканчивает его с золотой медалью.

Дипломированного специалиста призывают в армию, но слабое зрение не позволяет продолжить службу. Антона Семеновича демобилизуют.

С 1918 года Антон Семенович Макаренко работает инспектором городского Высшего начального училища в Крюкове (Кременчугский уезд).

После перебирается жить в Полтаву и заведует начальным городским училищем.

Основные события жизни

С 1 сентября 1905 года зачислен на работу в школу города Крюкова учителем. Преподавал русский язык, литературу, черчение.
С 1 августа 1914 года – студент Полтавского педагогического университета (Учительского института).
В 1914 году состоялось знаковое знакомство с Максимом Горьким. Макаренко отправил ему на рецензию свое первое литературное произведение «Глупый день». Горький подверг рассказ серьезной критике, но общение с молодым учителем продолжил.
Период с 1916 по 1917 годы – служба в рядах вооруженных сил. Уволен в запас досрочно в связи с плохим зрением.
В 1920 году получил разрешение на создание первой для него воспитательной колонии имени М.Горького. Контингент учащихся: беспризорные дети и подростки, малолетние преступники. Был заведующим колонии до 1928 года.
В 1925 году начал собирать и обрабатывать материал для написания легендарного произведения «Педагогическая поэма» — труде о методах воспитания детей в условиях колонии.
В 1926 году произошло объединение «колонистов» с детским домом под Харьковом. Число воспитанников превысило 400 человек. Макаренко продолжал заведовать колонией и вводил новаторские методики.
В 1927 году становится руководителем детской трудовой коммуны в Новом Харькове.
В 1928 году подвергается резкой критике педагогического сообщества за новаторские методы работы с детьми. Вынужден оставить работу заведующего колонией. Но продолжает трудиться в новом проекте – воспитательной коммуне.
С 1930 по 1935 активно занимается писательством. Издает ряд серьезных научных и публицистических статей, очерки и зарисовки о работе с «трудными» детьми. В 1935 году полностью заканчивает и издает «Педагогическую поэму».
В 1935 году переезжает в Киев в связи с назначением в аппарат НКВД в отдел трудовых колоний. Целью его работы было обобщение опыта работы с детьми и внедрение его повсеместно на территории Украины. Но государственная служба и отсутствие реальной практики тяготили учителя. Кроме того, многие его коллеги не соглашались с новаторским подходом.
В 1937 году переезжает в Москву, тесно сотрудничает с периодическими изданиями для педагогов, родителей и широкой аудитории. Публикует рассказы и статьи о воспитании, участвует во встречах с читателями.
В 1938 году начинает широкую просветительскую деятельность. Читает тематические лекции в Москве и Ленинграде, активно выступает перед педагогами.
В связи с указом от 31.01.1939 получает весомую награду – орден Трудового Красного знамени.
В 1939 году завершает работу над знаковым литературным произведением «Флаги на башнях», работает над сценарием одноименного фильма по роману.

1 апреля 1939 года Макаренко умирает на железнодорожной станции Голицыно во время командировки. Официальная причина – остановка сердца

Но современные следователи обращают внимание на ряд существенных несостыковок и деталей в заключение о смерти, в частности, разнящихся показаниях свидетелей кончины педагога. По неофициальной версии, Макаренко мог быть отравлен ядом, вызывающим проблемы с сердцем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector