Смысл жизни человека

Проблема смысла жизни человека

Рассматривая
вопрос, уместно выявить, как эта проблема рассматривалась в различные эпохи.
Ряд толкователей проблемы пытались уменьшить значение самоценности человеческой
жизни путем призывов к самоотречению и жертвенности во имя будущих поколений.
Но человек должен быть счастлив не в чужой, а в своей жизни. Счастлив не за
счет других и не в ущерб другим. Суть проблемы сжато выражается в форме
вопроса: «Для чего жить?». Есть, пишет французский философ А.Камю,
только одни фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не
стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное — имеет ли мир три измерения,
руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями — второстепенно.
Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько.

Приверженцы
философии гедонизма и эвдемонизма, сегодня, как и много веков назад, утверждают
в качестве смысла жизни и ее высшей цели: первые — достижение максимальных
наслаждений, вторые — достижение счастья. Сторонники утилитаризма считают, что
достижение выгоды, пользы, успеха именно и составляет смысл жизни человека.
Сторонники прагматизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые средства ее
достижения.

В современной
христианской православной традиции провозглашается: «человек не имеет
границ своей человеческой природе». Если Бог есть свободная духовная
личность, то и человек должен стать таким же. Перед человеком вечно остается
возможность становиться все более и более богоподобным. Не переделка мира на
началах добра, но взращивание в себе субстанциального добра. Совершенствование
человеческой природы внутри природы Божьей оказывается источником радости и
свободы.

Сторонники
материалистических представлений полагают, что развитие человека и человечества
определяются их внутренней логикой саморазвития. Предназначение человека не
имеет ничего общего с неким мировым разумом, абсолютом или богом. В
материалистической традиции смысл жизни усматривается в саморазвитии человека,
в совершенствовании его сущностных сил, способностей и потребностей. Этот
процесс обусловлен предыдущим развитием и имеет конкретное историческое
реальное содержание.

Поэтому,
категорию «смысл жизни»можно определить как регулятивное понятие,
присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и
истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает,
во имя чего необходима предписываемая деятельность.

Смысл жизни —
это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую
внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу,
реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой
общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором
личности.

Найти смысл
жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с
общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое — чаяния
людей каждой данной эпохи. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному.
Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий
бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в
зрелости и старости они другие. Только мы сами сознательно или стихийно,
намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ей смысл и, тем
самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность. «Только мы и никто
другой», пишет в своей книге «Время человеческого
бытия»талантливый философ Н.Н.Трубников.

Смысл жизни —
это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму)
ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то,
чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций). Смысл жизни
— в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться
с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительней личность, тем
больше она оказывает влияние на окружающих ее людей. Смысл жизни заключается в
том, чтобы совершенствуя себя, совершенствовать мир вокруг себя.

Эти общие
представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого
отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его
индивидуальными качествами.

Список литературы

  1. Гуревич, П.С. Философия человека. / П. С. Гуревич. — М.: ИФРАН, 2003. — 134 с.
  2. Кувакин В. А. Религиозная философия в России (начало XX века). / V. А. Кувакин. — Второе издание. — М.: Логотипы, 2003. — 546 с.
  3. Лосски, Н.О. Бог и зло в мире / Н. О. Лосски. — М.: Республика, 1997. — 431 с.
  4. Несмелов, В.И. Вопрос о смысле жизни в учениях новозаветного откровения. 2006.
  5. Розанов, В. В. Цель человеческой жизни. 2003.
  6. Сковорода, Г.С. Трэатис. Диалоги. 1996
  7. Смысл жизни в русской философии. Конец XIX — начало XX века / под редакцией А.Ф. Замалеева. — 2-е пересмотренное и обновленное издание — Санкт-Петербург: Издательство ЛТА, 2002. 296 с.
  • Реферат на тему: Этические проблемы в творчестве Н. Островского
  • Реферат на тему: Философские проблемы оптимизации технологического прогресса
  • Реферат на тему: Креационизм в религиозной философии: природа и человек как творение Бога
  • Реферат на тему: Г. Гадамер «Актуальность прекрасного»
  • Реферат на тему: Профессиональная идентичность: социально-психологические и филосовские аспекты
  • Реферат на тему: Теория личности Зигмунда Фрейда
  • Реферат на тему: Макс Шелер о природе человека по книге «Положение человека в космосе»
  • Реферат на тему: Значение философии в подготовке и деятельности специалиста
  • Реферат на тему: Философия Древнего Востока и ее отличительные особенности
  • Реферат на тему: Метафизика, логика, этика Аристотеля
  • Реферат на тему: Интуиция и творчество
  • Реферат на тему: Философская онтология: основные вопросы, свойства бытия, проблемы движения и изменения

Смысл жизни в современном российском обществе

Философы Н. Лосский, В. Соловьев и другие пытались понять идентичность русского народа, анализируя сложившиеся модели поведения и общения, стереотипные черты, присущие русскому народу как единому интегральному этносу, которому есть что сказать миру и который вносит свой вклад в мировую цивилизацию. Решение всех этих вопросов имело решающее значение для национального самоопределения России. В настоящее время Россия, оказавшаяся в муках перемен и потерявшая большую часть психологических основ в религиозной вере и традиционном коммунизме, находится в совершенно иной социокультурной ситуации.

Российский плюрализм открыл огромные возможности для индивидуализации, для проявления различных видов социальной деятельности — смены профессии, переезда, выступления, участия в политической, предпринимательской и иной деятельности. В то же время отсутствует экономическая стабильность, нет правовой безопасности, нет культурного и профессионального уровня, нет четкой перспективы и т.д., что делает любую форму социальной деятельности зависимой от случайных обстоятельств и связанной с большим риском. На вопрос стоического отношения русских к переживаемым ими трудностям можно сказать, что все русские имеют свой специфический опыт, каждый человек находится на определенном этапе своего жизненного пути и по-своему понимает смысл жизни, но так называемая общность, тем не менее, является общей для всех русских архетипов. В то же время каждая социальная группа имеет свои особенности, представленные лицами с определенными социально-психологическими характеристиками, разными возможностями для самореализации и существования.

Я считаю, что для того, чтобы найти потерянный смысл жизни, восстановить общность русского народа, сейчас как никогда важно актуализировать важнейшие ценности для людей, такие как любовь к своей стране, вера в будущее благополучие и процветание России, в свою идентичность с Россией. Важно чувствовать вовлеченность каждого в свою культуру, историческое прошлое, осознание позитивной временной перспективы страдающей Родины

Смысл жизни человека, выбравшего эту форму реализации, заключается в том, чтобы самостоятельно, усилием воли преодолеть или попытаться преодолеть все сопротивления и обстоятельства, реализовать свою жизненную программу. В этом случае человек становится по-настоящему свободным, потому что он свободен контролировать внешние обстоятельства и условия (как биологическое, так и социальное происхождение). Напротив, неспособность реализовать свою жизненную программу — из-за внутренних качеств или слишком сильного давления обстоятельств — создает в человеке состояние кабалы, зависимости от жизненных обстоятельств, от других людей.

На повседневном уровне каждый из нас по-своему является творцом. Например, вы можете проецировать себя на своих детей. «Мы уйдем — они останутся». Смысл в том, чтобы как можно больше реализовать себя в своих детях, через образование, любовь, заботу.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Творчество, самореализация возбудили многие умы. Перед лицом смерти, которая не оставляет человека с рождения, люди видят смысл своей жизни в творческом бессмертии. Они хотят создать такую ценность, которая сохранится для потомков, а Творца запомнят на века. Он будет жить в своем «овеществленном духе». Слава, которая достигается различными способами, стоит на одинаковых позициях. Все эти поиски направлены на бессмертие. Проецировать себя в вечность — это смысл творчества.

Вариант 1.

Жизнь – бесценный дар. Каждый из нас получает этот подарок с первого дня рождения и наполняет его своим смыслом, содержанием, радостными или горестными событиями. Кто-то стремится наполнить свою жизнь счастьем, которое заключается в создании семьи и семейных ценностях. Кто-то видит смысл жизни в бескорыстной помощи другим людям, а кто-то гонится за материальными ценностями, так как считает, что именно они являются основой человеческой жизни. Для доказательства этих мыслей обратимся к произведениям художественной литературы.

Многие литературные герои посвящают себя служению другим людям. Они стремятся сделать счастливыми всех, кто их окружает, стараются приносить пользу, потому что именно в этом видят свое личное счастье. К таким героям можно отнести Дюйшена  из повести «Первый учитель» Ч.Т. Айтматова.  В начале произведения мы видим героя молодым человеком, комсомольцем, который возвращается в родной аул, чтобы обучать детей грамоте. С недоверием и враждебностью встречают Дюйшена баи, считающие себя хозяевами жизни. Немного наивному, неопытному, ему пришлось вынести немало издевательств, насмешек, жестокости и людской злобы, но самоотверженность и энтузиазм героя не знали границ. Его не способны остановить никакие трудности: в разрушенной конюшне, расположенной на бугре и обдуваемой всеми ветрами, он открывает школу и  переносит туда детей на спине через холодный ручей, он вступает в отчаянную борьбу за Алтынай, которую насильно выдали замуж пятнадцатилетней девочкой, сражается с волками, напавшими на загнанную лошадь. Когда открылась настоящая школа, Дюйшен стал колхозным мирабом, а в старости – почтальоном. Он всегда занят делом, приносящим пользу обществу. В течение всей своей жизни герой думал не о себе, а о других людях, потому что быть полезным – это и есть его смысл жизни.

Главный герой рассказа «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина, наоборот, считает, что смысл жизни – это богатство и власть, которую дают деньги. Писатель не дает ему имени, называет его просто господином, желая отметить этим, что герой — человек богатый, многого достигший в жизни. Он немолод, ему пятьдесят восемь лет, и большую часть своей жизни он потратил на то, чтобы сделать себе состояние. Господин, действительно,  целеустремленный, упорный человек. Все свое время и себя самого он посвящает работе и добивается больших успехов. Он забывает о жене и дочери, о достойном отдыхе, ради того чтобы стать еще богаче и влиятельнее. За несколько лет господин смог заработать большое состояние, которое позволило ему жить безбедно и отправиться с семьей в кругосветное путешествие на два года. Богатый старик плывет на шикарном корабле «Антантида», везде его встречают как желанного гостя, лучшие горничные и лакеи готовы исполнить любое его желание. Окруженный заботой, он  наслаждается отдыхом: ест, пьет, развлекается. Господин посещает с семьей различные музеи, осматривает известные памятники культуры, но остается совершенно равнодушным к произведениям мирового искусства. Он считает себя властелином мира, не понимая, что деньги и власть не гарантируют вечную жизнь. Господин неожиданно умирает на Кипре, так и не успев насладиться роскошной жизнью, богатством и властью и не оставив о себе доброго имени.

Таким образом, мы приходим к выводу, что смысл жизни для каждого – это что-то свое. Чем богаче внутренний мир человека, тем больше человек готов жертвовать собой, видя цель жизни в служении людям. Бездушный, низкий человек всегда заботится не о душевном богатстве, а о материальных ценностях, считая их целью, к которой следует стремиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector