Родительское собрание «психологическая готовность к школе детей подготовительной группы доу»

Советы родителям

Психологи дают ценные советы родителям дошкольников, как организовать их психологическую подготовку к школьным будням, чтобы они впоследствии были успешны в обучении:

Играйте с ребёнком «в школу», рассказывайте о ней, пусть он общается с теми, кто уже туда ходит.
Обязательно запишите его в «Школу будущего первоклассника», где он познакомится со своей первой учительницей и режимом дня.
Научите преодолевать трудности, доделывать задания до конца, не бросать начатое на полпути.
Читайте вместе, обсуждайте книжки, делитесь впечатлениями. Отдавайте предпочтение рассказам про школьную жизнь.
Предоставьте его больше свободы и самостоятельности, чтобы он чувствовал себя уверенно и без вас.
Развивающих настольных игр и логических детских загадок достаточно для интеллектуально-психологической подготовки

Не переборщите с занятиями — это может отбить мотивацию.
Дозировано развивайте когнитивную сферу: память, мышление, воображение, внимание.

Самая главная рекомендация родителям дошкольников: психологическая подготовка — это путь длиной от рождения до того момента, как он впервые сядет за парту. Поэтому начинать её следует как можно раньше. Но при этом помнить, что перегружать развивающими занятиями и персональными педагогами не стоит.

Программа

Во многих школах при организации предварительных занятий будущих первоклассников реализуется программа психологической подготовки. Это отличный бонус, так как после неё ребёнок чувствует себя более комфортно в школьном коллективе и показывает хорошие учебные результаты.

Примерная подобная программа «Хочу учиться!», рассчитанная на год (по 2 часа в неделю), продемонстрирует, по какому плану занимается с будущими школьниками психолог.

Если психологическая подготовка будет своевременной и грамотной, ребёнок быстро адаптируется к школе и будет успешен в обучении. Обратная ситуация окажется чреватой нервными срывами, развитием внутренних комплексов и, несомненно, проблемами с успеваемостью.

Педагогический подход к пониманию готовности ребенка к школе

Педагогическая готовность ребенка к школе подразумевает первоочередное развитие базовых навыков для обучения. Точкой отсчета является физическая готовность ребенка к посещению занятий, то есть отсутствие серьезных отклонений по сфере здоровья и общего физического самочувствия, препятствующих общему выполнению правил. Дети с особенностями физического развития имеют возможность обучения в специализированных школах и центрах или могут выбрать индивидуальное обучение, что является более оптимальным, поскольку выдержать общую нагрузку они не смогут.

Неподготовленность на физическом уровне может выражаться и в задержке психического развития, отсутствии сформированности необходимых функций, таких как удержание внимания, усидчивости и прочих, связанных с нервными расстройствами.

Интеллектуальное развитие имеет несколько направлений, включающих общий уровень интеллекта (определяет класс или школу, где может обучаться ребенок), а также когнитивную составляющую. Последняя подразумевает наличие базовых знаний, необходимых для первоклассника.

Думая, что в школе ребенка научат читать, писать и считать, родители совершают очень серьезную ошибку, поскольку программа обучения идет с большой скоростью и данные категории только закрепляются и автоматизируются в большинстве учебных заведений. Те, кто изначально не знает алфавита и цифр, испытывают высокие умственные и эмоциональные перегрузки, поскольку сталкиваются не только с потребностью социализации, но с овладением большого пласта ранее неизвестной информации.

Неподготовленность на когнитивном уровне часто связана с педагогической запущенностью или неправильным психологическим подходом дошкольных педагогов. В неблагополучных семьях дети могут отставать не в силу снижения интеллектуально-мнестической сферы, а за счет банального отсутствия занятий, как дома, так и в воспитательной группе. Негативная установка на обучение и как следствие игнорирование или даже бойкотирование необходимости усваивания знаний может сложиться вследствие психотравмы, нанесенной непрофессиональным воспитателем или неадекватными требованиями родителей.

Но количество знаний не всегда поможет ребенку проявить педагогическую готовность, в ситуации, когда не развиты необходимые навыки усвоения информации. Это умение выдерживать длительное сосредоточение, выполнять инструкции, слушать внимательно и с интересом – при формировании данных навыков у ребенка, педагог начальных классов может легко скорректировать пробелы в знаниях.

Со скольких лет начинать

Когда должна начинаться психологическая подготовка ребёнка-дошкольника? Большинство родителей уверены, что за год до школы. Некоторые с сомнением ответят, что чуть пораньше — за 1,5-2 года. И наверняка все удивятся, когда услышат мнение детского психолога — с пелёнок.

Но это вовсе не значит, что все первые 6 лет жизнь дошкольника должны состоять исключительно из развивашек и постоянных занятий. Процесс подготовки должен быть максимально щадящим, плавным и ступенчатым. Никаких стрессов и перегрузок — иначе к 1 сентября бедный первоклассник потеряет всякое желание учиться.

Рекомендация родителям. Каждый год жизни дошкольника ознаменован развитием какой-либо психической акцентуации. Изучите их. В год, например, надо начинать активно тренировать мелкую моторику. В 2 — пополнять словарный запас. В 3 — знакомить с окружающим миром. В 4 — заняться его социальной адаптацией. В 5 — способствовать раскрытию творческого потенциала. В 6 это всё надо привести к общему знаменателю — психологической готовности к школе.

Составляющие элементы

Специалисты выделяют 4 вида психологической готовности к школе.

Личностно-социальная

Готовность к общению и взаимодействию. В первую очередь — со взрослыми:

  • понимать авторитет учителя, уважать его, беспрекословно слушаться;
  • не бояться;
  • принимать его как человека;
  • чувствовать и соблюдать дистанцию;
  • выполнять то, что он говорит.

Как сформировать данную готовность: расширять круг общения с незнакомыми взрослыми, прививать элементарные навыки уважения к тем, кто старше. Приглашать домой друзей, включать его в контактирование с врачом в поликлинике, с продавцом в магазине, с другими родителями на детской площадке.

Во-вторых, готовность к общению и взаимодействию со сверстниками:

  • уметь работать в группе;
  • быть доброжелательным, неконфликтным;
  • знать о взаимовыручке;
  • иметь понятие о дружбе.

Как сформировать данную готовность: не лишать детского сада, способствовать взаимодействию с другими детьми во время прогулок, приглашать маленьких друзей в гости домой, обучать ролевым играм, выводить на массовые мероприятия.

У ребёнка, посещавшего детский сад, личностно-социальная психологическая готовность к школьному обучению гораздо выше, чем у того, кто сидел дома.

Эмоционально-волевая

Готовность к выполнению учебных задач. Трудности могут испытать и те, кто активно занимались до школы с частными преподавателями и ходили в развивающие центры; и те, кого не нагружали дополнительными занятиями. Первых ждёт глубокое разочарование, так как им будет неинтересно на уроках. Вторым процесс обучения будет даваться с трудом: задания не понимаются, а высидеть 40 минут урока — и вовсе каторга.

Как организовать подготовку:

  • приучать к соблюдению режима дня;
  • прививать навык усидчивости;
  • не нагружать чрезмерными занятиями;
  • отдать в «Школу будущего первоклассника»;
  • не забывать, что ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте — игровая.

К моменту поступления в школу ребёнок должен привыкнуть к смене деятельности. 10 минут спокойной работы за столом (рисование, лепка, чтение) — полчаса подвижных игр. Такое чередование подготовит их к смене уроков и перемен.

Интеллектуальная

Готовность к интеллектуальному труду. Многие родители неправильно понимают этот момент. Он вовсе не означает умение читать и писать, говорить на английском и знать наизусть отрывок из «Евгения Онегина». Речь об умении логически размышлять — к этому времени должна быть сформирована база аналитического склада ума.

Какой может быть подготовка:

  • научить решать простейшие логические детские задачки;
  • разгадывать вместе загадки, шарады, детские кроссворды;
  • чаще задавать вопрос «почему?»;
  • играть вместе в настольные развивающие игры;
  • покупать лего, конструкторы, паззлы;
  • не прекращать развитие мелкой моторики рук (лепить, вырисовывать детали, делать поделки, ходить на занятия пескотерапии).

Проверочные тесты на IQ для шестилеток выявляют как раз интеллектуально-психологическую подготовку к школе.

Мотивационная

Один из самых важных психологических моментов подготовки к обучению. Предполагает сформированность положительного отношения к:

  • школьному процессу;
  • учителю;
  • другим детям;
  • урокам и домашним заданиям;
  • самому себе.

Как организовать подготовку: говорить об учителях только хорошее, заинтересовать процессом обучения, работать над адекватной самооценкой. Если имеются детские психотравмы и внутренние комплексы, желательно походить к психологу.

Если на момент поступления в 1 класс у ребёнка сформированы все 4 психологические готовности, проблем с адаптацией не возникнет.

Структура психологической готовности ребенка к школе

Психологическая готовность не является монолитным образованием и имеет собственную структуру, состоящую из трех больших категорий, каждая из которых включает свои блоки.

Личностная готовность ребенка к обучению является определяющей в течение всего адаптационного и учебного процесса. Именно сюда входят такие параметры, как мотивация обучения, причем основанная на социальных изменениях собственной роли и функции, вступлении во взрослую жизнь и потребность занять в ней не последнее место.

Важным моментом личностного формирования является установление адекватного самовосприятия и самоосознания. Сюда входит и самооценка, формирующаяся на данном этапе уже из собственных суждений, а не только отношения или высказывания взрослых. Возможность ребенком оценивать свои физические и интеллектуальные навыки, возможности и недоступные действия помогают ориентироваться в требованиях школы. Адекватное восприятие и понимание слабых сторон помогает не только брать соответствующую нагрузку, но и распределять время на выполнение. Неподготовленность в данном контексте проявляется затянувшимся выполнением домашних заданий или резким снижением мотивации достижения при обманных неудачах.

Развитие коммуникации проявляется в конструктивном выстраивании отношений со сверстниками и старшими, понимание и разграничение допустимых форм обращения и вопросов. Сюда же относится проявление инициативы в установлении контактов, проявлении активного взаимодействия на уроке в контексте заданной темы.

Эмоциональная готовность к обучению в школе, как часть личностной подразумевает контроль в выражении эмоций, умение регулировать аффективные реакции. Также тут важным моментом является развитие более высших и сложных переживаний, таких как радость от познания нового или огорчение от отсутствия достижений.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе представляет собой следующую большую группу в структуре общей готовности. Она включает достаточный уровень развития базовых процессов внимания, мышления, интеллектуально-мнестической сферы. Тут необходим осознанный контроль над данными процессами и понимание ребенка, какие именно функции задействуются при определенных действиях. Речевое развитие относится к этой же категории и подразумевает не столько знание алфавита, сколько знакомство с фонетической и грамматической стороной построения предложений, возможности различения диалоговой и монологовой манеры общения и прочее.

Волевая готовность к школе характеризуется способностью устанавливать ближайшие и долгосрочные цели и следовать их выполнению, путем сосредоточения усилий, жертвованием другими мотивами. Важными качествами является контроль и произвольность собственного поведения и умение ребенка подчинять свои поступки требованиям системы, выполняя заданные образцы или же способность к самостоятельной коррекции ошибочных поступков после замечания.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Структура

Психологическая готовность к школе включает в себя: личностную, умственную и волевую готовность.

Личностная готовность

Её составляющие:

  • Мотивационная готовность — сформированность социальных мотивов (потребность в социальном признании, стремление к приобретению социально значимого статуса), а также сформированность и доминирование учебных и познавательных мотивов;
  • Сформированность самооценки и Я-концепции — осознание ребёнком cвоих физических возможностей, умений, переживаний, а также способность оценить свои достижения и личностные качества;
  • Коммуникативная готовность — готовность ребёнка к произвольному и продуктивному общению с учителем и сверстниками, в контексте учебной деятельности, наличие коммуникативной инициативы;
  • Эмоциональная зрелость — освоение ребёнком социальных норм выражения своих чувств, отсутствие импульсивных реакций, сформированность высших чувств — эстетических(чувство прекрасного), интеллектуальных(радость познания), нравственных.

Умственная готовность

Её составляющие:

  • Познавательная готовность — переход к понятийному интеллекту, овладение основными мыслительными операциями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование), способность действовать во внутреннем плане, понимание причинности явлений, наличие определенного набора знаний, представлений и умений.
  • Речевая готовность — сформированность лексической, фонематической, грамматической, синтаксической, семантической сторон речи; развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регулирующей функции речи; становление и развитие различных форм речи(монологическая — диалогическая; внешняя — внутренняя).
  • Развитость восприятия, памяти, внимания и воображения — осознанность восприятия, использование системы сенсорных эталонов и соответствующих перцептивных действий; большая опосредованность памяти и внимания; развитие сенсо-моторной координации и мелкой мотортики.

Волевая готовность

Её составляющие:

  • Готовность в сфере воли — возможность целеполагания и сохранения целей, способность к осуществлению волевого усилия, соподчинение мотивов.
  • Развитие произвольности — способность ребёнка строить свое поведение и деятельность в соответствии с установленными правилами, осуществление действий по предлагаемым образцам, их контроль и коррекция.

Формирование психологической готовности к школе

К концу дошкольного возраста происходит интенсивное развитие тех психологических качеств и свойств, которые обеспечивают формирование психологической готовности к школе.

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в которой формируются и закрепляются важные психологические качества и свойства. В рамках игровой деятельности меняется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется координация своей точки зрения с другими возможными (децентрация), что способствует развитию мышления. В результате принятия игровой роли и ее осуществления ребёнок учится выделять правила и следовать им, что в свою очередь обеспечивает переход к сознательному и произвольному управлению своим поведением.

Также большое значение имеют также продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.), в которых развиваются высшие формы регуляции деятельности — планирование, коррекция, контроль.

Психологический аспект готовности к школьному обучению

Под психологической готовностью к школе подразумевают систему параметров психического развития ребенка, которые существенно влияют на его успешность обучения в школе.

Почему так важна психологическая готовность к обучению при поступлении в первый класс? По той причине, что школьные программы ориентированы на некий стандартный уровень актуального развития детей. Еще ребенку, как ученику, предстоит подчинять свои желания тому, что необходимо сделать; управлять своим поведением; общаться и сотрудничать с другими детьми и соответствовать многим правилам, которые прежде в дошкольном возрасте отсутствовали.

Безусловно, каждый ребенок уникален, и его развитие имеет свои особенности

Но для того, чтобы учить детей в условиях коллектива, коим является класс, важно, чтобы каждый ребенок уже имел определенную базу в познавательном развитии. Только так он сможет воспринимать и усваивать знания

В противном случае — при недостаточной сформированности некоторых психических процессов или функций, — ребенок окажется отстающим.

Индивидуальные особенности обеспечивают уникальность ребенка. Но некоторые из них могут затруднять общение и обучение в школе, доставляя проблемы маленькому ученику. Никто из специалистов не намерен «причесывать под одну гребенку» всех детей, когда говорит об определенных стандартах в развитии дошкольников на пороге школьного обучения

Здесь акцентируется внимание на необходимом базисе психического развития, который получил название готовность к обучению в школе

Упражнения

Домашняя подготовительная работа к школе предполагает выполнение упражнений на развитие когнитивных способностей.

Развитие памяти и внимания

Разложите на столе разные вещи (лучше связанные со школьной тематикой — ручку, тетрадь, карандаши, альбом). Когда ребёнок выйдет из комнаты, поменяйте предметы местами или уберите что-нибудь. Вернувшись, он должен сказать, что изменилось.

Развитие воображения

Разложите картинки на школьную тему (как ёжик опоздал на урок, например). Без 5 минут первоклассник должен сочинить по ним связный рассказ.

Развитие мышления

Составьте ряд чисел (от 10 до 25), расположенных хаотически. Предложите дошкольнику вычеркнуть из него определённую цифру (2, например), сколько бы раз она не встречалась.

Развитие речи

Устраивайте праздники школьных вещей. Например, сегодня — праздник шариковой ручки. Расскажите, как она устроена, как работает, какие функции выполняет. Дайте задание сочинить про неё сказку. Так будет пополняться словарный запас, развиваться грамматический строй речи.

Развитие мотивации

Читайте сказки о том, как животным и детям, не посещающим школу, приходится трудно в жизни. И наоборот — как весело и полезно учиться в ней.

Ежедневное выполнение 1-2 упражнений такого рода — отличная психологическая подготовка к школьному обучению.

Психологический подход к пониманию готовности ребенка

Психологическая готовность ребенка к школе несколько отличается от педагогической – тут нет необходимости сформированности определенных качеств и умений, а лишь наличие предпосылок к их развитию. Получить необходимые новообразования психика может только в процессе выполнения новой деятельности, являющейся основной на данном этапе личностного развития, то есть потребность формирования психологических свойств отсутствует, а существует необходимость оценки ситуации возможности ребенка развить заложенные умения.

Учебная деятельность – определяющая в школьном процессе, поэтому на предшествующем этапе важно формирование интереса и мотивации к усвоению знаний. Наличие живого интереса и любопытства – главные моменты, помогающие достигать высоких результатов

Личная мотивированность ребенка в образовании является той внутренней опорой, которая поможет преодолевать возникающие трудности.

Мотивация эта должна быть очень устойчивой и стать частью внутренней картины мира ребенка, иначе после того, как естественный интерес к новой среде пропадет, возникнут первые трудности, исчезнет и старание, и выполнение требований школы.

Мотивы могут быть социальными и отражать желание нравиться окружающим, достигать нового, стремиться к выбранной профессии. Также это познавательные процессы – удовлетворение естественного для данного возраста любопытства к пониманию, как устроен мир. Социальные аспекты, основанные на потребности одобрения родителей, могут в скором времени дать сбой. А вот если эта направленность основывается на стремлении занять определенное положение (например, быть услышанным в споре с взрослыми), войти в другую социальную группу (общаться по интересам, уровню развития или отделиться от младших детей), тогда мотивация становится устойчивой.

Следующая психологическая составляющая готовности ребенка к школе – это умение ориентироваться в социальных нормах и корректировать свое поведение относительно реакции окружающих. Тут задействуются механизмы социальной иерархии, подчинения, структуризации – многие поведенческие аспекты, не поддающиеся коррекции в семье легко могут быть скорректированы коллективом. Происходит умение выделять главное, отстаивать свою позицию в принципиальных вопросах и подстраиваться по мнению окружающих в нормах, неподвластных изменению.

Поощрение самостоятельности на подготовительном этапе поможет школьнику лучше справляться с требованиями системы. Те дети, за кого все решения принимали родители, а при малейших затруднениях решали задачу вместо ребенка, рискуют оказаться абсолютно беспомощными впервые же дни обучения. Помимо внимательного выполнения инструкций есть большое количество заданий и ситуаций, где ребенку предстоит разбираться самостоятельно и развитие этого навыка заранее позволит окончательно им овладеть.

Эмоционально-волевые аспекты относятся к поведенческим проявлениям психологической готовности. Умение концентрироваться на речи учителя, находиться в определенном классе, сидеть на своем месте, выдерживать временное расписание занятий и перерывов непосредственно связано с уровнем сформированности способности самоконтроля.

Развитие мышления предполагает выполнение аналитико-синтетической деятельности, элементарных речевых и математических заданий. Базовые категории памяти и внимания, активности познавательных и мнестических процессов также относятся в психологической готовности, но их уровень развития можно установить, применив специальные диагностические методики или обратившись за диагностикой к психологу или дефектологу.

Подходы к пониманию

Существуют различные подходы в понимании психологической готовности к школе.

1. Педагогический

Сформированность умений и навыков, необходимых для обучения в школе

Подход опирается на идею о том, что дети 5-6 лет имеют достаточно высокие интеллектуальные, физически и психические возможности для того, чтобы освоить часть программы первого класса(математика, грамота), что позволяет перенести её в подготовительную группу дошкольного учреждения. Это позволяет улучшить их подготовку к школьному обучению.

2. Психологический

Наличие необходимых для обучения новообразований, соответствующих предъявляемым требованиям современной школы

К ним относятся: определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к принятию новой социальной позиции, самооценка, наличие опосредованной школьной мотивации (желание учиться), а также достаточное развитие интеллектуальной сферы, уровня общения и произвольного поведения. Особенно важным в данном подходе отмечается развитие мотивационной сферы. В результате соединения познавательной потребности ребёнка и его желания занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений, в которых общение со взрослым протекает на новом уровне, возникает особенное личностное новообразование — «внутренняя позиция школьника». Она представляет собой новое отношение ребёнка к себе, социуму и окружающему миру и позволяет ему более успешно включиться в учебный процесс. Это выражается в реализации произвольного поведения ученика, сознательном формировании и достижении целей.

Наличие необходимых предпосылок учебной деятельности

К ним относятся: умение ребёнка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ребёнка ориентироваться на систему правил в работе; умение слушать и выполнять инструкции взрослого; умение работать по образцу; сформированность «учебно-значимых качеств» (мотивы учения, образное мышление, обучаемость и т. д.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector