Что такое скептицизм и почему он важен?

Что такое скептицизм?

Скептицизм — это склонность воздерживаться от категорических суждений, критически-недоверчивое отношение к любому общепринятому феномену или навязанной извне информации, которая не подтверждена и не доказана. Слово происходит от греческих слов «Scepsis» – «сомнение» и «Scepticos» – «разглядывающий, наблюдающий». То есть скептицизм побуждает не столько сомневаться, сколько изучать и расследовать. Быть скептиком – значит, иметь здоровую долю недоверия и здравого смысла, чтобы отличить истинное от поддельного.

Скептицизм начался с учение древнегреческого философа Пиррона, основанное в первом веке до нашей эры. Учение базируется на утверждении: «Думать – значит, сомневаться. Человеку несвойственно быть уверенным в чем-либо». Скептик как раз идет по пути сомнения: он осмысливает все варианты ответов, потом приходит к выводу, что все варианты являются равносильными. В итоге скептик воздерживается от суждения, ведь не знает, какое утверждение истинно. По словам современных ученых это самое терпимое учение, которое не отрицает правоты других идеологий.

Скептицизм имеет свои достоинства и недостатки. В нем одновременно уживаются консерватизм и жажда истины. С одной стороны это некое силовое поле, которое оберегает людей от псевдофактов, плохих идей, чрезмерной доверчивости, манипуляций. Но скептический взгляд может быть проявлением пассивности, цинизма, подозрительности, страха утратить свою точку зрения.

Так что главный минус в крайностях. Отсутствие критичности делает человека легкой мишенью для мошенников. Нездоровый скептицизм ничему не доверяет без доказательства. Поэтому он не верит в Бога, любовь, дружбу.

Пройти тест на тип личности

Философские взгляды Карнеада

Арксилаю приписывают «эзотерический догматизм» наряду с «экзотерическим скептицизмом», что означает, что он был скептиком для публики, но догматиком для студентов и приближенных в академии. Однако наши источники позволяют нам только строить догадки.

Таким образом, для Арцисила, не признающего никаких разумных доказательств, критерием истины является только практическая целесообразность, которая либо указывает на успех предприятия, либо нет. Другими словами, вместо пирроновской чистой и безусловной относительности Аркселий все же рекомендует (и в этом остается его платоновская черта) сортировать чувственный флюид и выбирать из него то, что создает успех для человека. Именно этот жизненно-практический успех, который никогда не обладает полной достоверностью, является для него критерием истины. Поэтому мы бы назвали скептицизм Аркесилиуса практически вероятностным, утилитарно вероятностным или прямо, интуитивно заданной вероятностью.

Здесь, конечно, сохраняется нечто от платоновской доктрины разума. Однако здесь она сильно релятивизирована, а именно до степени практической вероятности. Это прагматичный вероятностный скептицизм.

Карнеад (р. 214 до н. э., Кирена, Северная Африка — ум. 129 до н. э., Афины) — греческий философ, основатель новой или третьей академии.

Когда он приехал и жил в Риме в 156 году до н.э., он занимался философией, развил крайний скептицизм и отрицал знание и возможность окончательного доказательства. Будучи первым теоретиком концепции вероятности, он выделил три ее степени:

  1. восприятия вероятны только для того, кто их имеет;
  2. представления вероятны и не оспариваются теми, к кому они относятся;
  3. восприятие абсолютно бесспорно.

Самое сильное требование Карнеада для вероятности, которую он показывает, заключается в том, что мы должны перейти от простого определения сингулярности представления к анализу также всех других точек, так или иначе вовлеченных в исследуемое нами сингулярное представление. Другими словами, высший критерий истинности состоит в том, чтобы такая вероятность была установлена и исследована в совокупности со всеми другими смежными с ней предметами, которые могут либо раскрыть ее истинность, либо нарушить ее, либо вообще исключить ее.

При этом Карнеад хорошо понимает, что в своем учении о трех критериях истины он фактически имеет в виду только один критерий, а именно вероятность, но не ту непосредственную и некритическую, не ту слишком интуитивную, о которой говорил Аркселиус, а научно разработанную как конкретно заданную структуру.

Самым важным в академическом скептицизме является именно доктрина вероятности в различных значениях этого слова: то ли в том смысле, что все существующее и выражаемое может быть подвергнуто сомнению, то ли в том смысле, что доказательство вообще не является необходимостью для мышления, поскольку многое в жизни, хотя и не допускает доказательств, достаточно ясно.

Карнеад излагал свои философские взгляды устно, поэтому содержание его взглядов сохранилось в трудах других мыслителей — Цицерона, Евсевия. Точно так же скептицизм Карнеада был популяризирован литературной деятельностью его учеников — Клитемаха, Хармида, чьи многочисленные произведения не сохранились, но на которые имеются многочисленные ссылки.

Плюсы скептика

Критическое мышление скептика даёт ему определенные преимущества. Им практически невозможно манипулировать, ему невозможно навязать неправильные взгляды. Скептики практически никогда не становятся жертвами мошенников, они не доверяют рекламе и быстро раскрывают плохо замаскированные аферы и обманы. Они постоянно пребывают в поиске истины и готовы потратить немало сил на её нахождение. Эти качества часто помогают им добиться успеха в жизни.

Скептик мыслит логически, стараясь подчинить каждое действие здравому смыслу, поэтому ему не свойственны импульсивные поступки и решения. Он не стремится «быть как все», ему чуждо всеобщее стремление соответствовать модным тенденциям. Именно скептики обычно в одиночку плывут против течения, сопротивляются устоявшимся стереотипам и стремятся открыть глаза окружающим. Благодаря умению глубоко анализировать информацию скептики становятся отличными ревизорами, инспекторами, следователями, юристами и, конечно же, учеными.

Примеры религиозного скептицизма

Религиозный скептицизм связан с существованием религиозных верований, богов, божеств и обычаев. Религиозные скептики ставят под сомнение события и конкретные практики в религиях. Вот несколько примеров религиозного скептицизма:

  • ченнелинг — общение с духом
  • креационизм и мифы о творении — неверие в то, что мир был создан Богом
  • Библия — события Библии считаются правдой
  • Воскресение Иисуса — возвращение Иисуса к жизни
  • Существование Иисуса — существовали Мессия и сын Божий
  • проклятия — определенные люди или предметы могут вызвать неудачу
  • куклы вуду — вера в то, что если вы повредите куклу, вы сделаете больно тому, на кого она похожа
  • Боги — религиозные божества
  • рай — сверхъестественное место «Эдемский сад»
  • реинкарнация — возрождение людей

Секст Эмпирик: Скептицизм как образ жизни

Приведенные три основных этапа или типа античного скептицизма исчерпывают то, чем занимались скептики до Секста Эмпирика. Это были типы 1) интуиционистско-релятивистский (Пиррон и Тимон), 2) интуиционистско-вероятностный (Аркселай) и 3) рефлексивно-вероятностный (Карнеад).

Общей чертой этих типов является представление их скептической доктрины вместо той или иной догматической доктрины, но при этом представленной как строго доказанная догма. Единственное, чего не хватает, это позиции скептицизма, который также отрицает собственную критику догматизма и считает его недоказуемым. Сказать, что чего-то не существует, значит, в конце концов, вынести некое суждение и утверждать, что оно истинно.

И только Секст Эмпирик сделал этот последний шаг, а именно: счел все свои собственные аргументы против догматизма недоказуемыми, неубедительными и скептическими. Если хотите, такой скептицизм уже можно назвать полным нигилизмом. Но нам будет достаточно, если мы просто назовем всю эту систему доказательств у Секста Эмпирика абсолютным скептицизмом.

В нем много логики и остроумия. Но на самом деле он не выходит за рамки первоначального пирроновского скептицизма, который называют непосредственным или интуитивным релятивизмом. То же самое следует сказать и о Сексте Эмпирике, поскольку он тоже интерпретирует все свои доказательства скептически и нигилистически, так что греческий скептицизм оставался абсолютным нигилизмом как в своем начале, так и в своем конце в смысле системы разума, несмотря на все усилия академиков спасти доказательность скептицизма своей доктриной вероятности.

Имя Секста Эмпирика, талантливого систематизатора античного скептицизма, становится известным после почти полуторатысячелетнего забвения в 70-х годах XVI века, когда последовательно были опубликованы его трактаты «Пирроновы основания» и «Против ученых». Публикация этих работ оказалась настолько современной и соответствующей мыслям и идеям, господствовавшим в то время, что интерес к Сексту Эмпирику, а через него и ко всему античному скептицизму (пирронизму), вышел за рамки простого исторического и философского любопытства. Более того, как отмечают исследователи его творчества Дж. Аннас и Дж. Барнс, открытие Секста Эмпирика «определило ход философии на следующие триста лет».

Секст представил наиболее общее и подробное изложение своей доктрины в трактате «Основания Пиррона», в котором он с самого начала указывает на отличие своих идей от идей других философских школ. Это различие относится, во-первых, к тому факту, что все догматики так же уверены, как если бы они нашли истину, приняв на веру нечто неочевидное, и только скептики продолжают искать ее, и, во-вторых, к тому факту, что догматики обычно имеют свою школу (доктрину, мировоззрение), тогда как у скептиков их нет, и для характеристики своих взглядов Секст обычно использует слово ᾀγωγή, которое означает «путь», «образ жизни, образ мыслей», но не жесткую систему доктрин и «приверженность многим догмам, связанным друг с другом и с явлениями». Однако в соответствии со своим принципом выражаться как можно осторожнее. Секст добавляет, что у скептика все же может быть учение, если оно понимается как «образ жизни, в котором мысль согласуется с явлениями, поскольку это мышление как бы указывает, как правильно жить».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Структура и функции сознания — Концепции сознания
  2. Китайская философия
  3. Движение как свойство материи
  4. Содержание эстетических категорий
  5. Философия нового времени: Френсис Бэкон
  6. Философские аспекты психоаналитической концепции 3. Фрейда
  7. Историческая судьба марксизма на западе
  8. Одна из важнейших категорий китайской философии
  9. Вера в разум. Наука логики в арабо-исламской философии
  10. Аристотель о душе, о человеке, о разуме

Как стать скептиком

Здоровый скептицизм помогает не стать жертвой манипуляций, внушения и мошенничества. Он же оберегает от разочарований в любви или работе. Как стать скептиком:

Проверять и перепроверять полученную информацию, доводы.
Задавать уточняющие вопросы, требующие конкретики и простого ответа.
Обращать внимание на достоверность источника информации.
Не принимать за истину информацию от незнакомых людей. Обращать внимание на авторитет и репутацию.
Скептически относиться к информации о скидках, акциях, розыгрышах

Сравнивать с другими данными.
Обращаться к экспертам, не доверять информации из интернета или сомнительных изданий.
Учиться поиску, анализу, систематизации информации. Попрактиковаться можно в написании статей, рецензий, аннотаций.

Слушать, анализировать, проверять и перепроверять — так выглядит основа скептического мышления. Рекомендуется начать практику с анализа и разрушения популярных мифов.

Важно понимать, что не все можно проверить на практике. Некоторые идеи могут оказаться опасными для здоровья и жизни

Лучше отдавать предпочтение теории.

Подробнее читайте тут

История развития

Впервые скептицизм как течение зарождается в Древней Греции. Представителями этого направления были многие известные философы: Пиррон, Гераклит, Секст Эмпирик и другие. Идеи скептицизма во многом разделял и Сократ.

Именно греки первыми столкнулись с проблемой субъективного познания, основанного на индивидуальном восприятии человеческих существ. Взаимное опровержение различных теорий друг другом, религиозные сомнения, различия нравственных норм в разных странах привели греков к замкнутому кругу, где:

  • любой факт или истина основывается на других фактах или истинах;
  • исходный факт или истину определить невозможно;
  • выбор произвольной исходной точки требует обоснования выбора этой исходной точки.

В качестве решения проблемы кругового доказательства древние эллины предлагали либо отказ от суждений в принципе, либо смягчение требований к истине. Первый принцип препятствует накоплению знаний в любой форме. Второй вариант предполагает, что даже в условиях субъективного восприятия реальности сохраняется необходимость действия, а значит, скептицизм должен скорее служить критерием разумного поведения, способствовать выбору наиболее выгодной стратегии поведения.

Так, античный скептицизм предлагал соблюдать законы и правила страны или города, в котором человек живёт, прислушиваться к собственному телу, удовлетворять физические потребности, заниматься наукой, опираясь на проверенные факты. Этот подход лёг в основу античной медицины и способствовал накоплению проверенных опытом знаний. Схожим образом скептицизм развивался и в философии других стран, например, в древней Индии и древнем Китае, а также на среднем Востоке.

В период Средневековья скептицизм не был распространённой научной концепцией, так как господствовавшие в Европе религиозные убеждения были основаны на вере, а не на сомнении. Однако уже во времена Возрождения он вновь набирает силу в рамках критики теологических догматов. Эпохе Возрождения свойственны сомнения в предлагаемых церковью постулатах, базирующихся на слепой вере, не требующей доказательств. Именно тогда авторитет веры и традиции сменился авторитетом разума и рационализма. Таким образом, скептицизм способствовал развитию научного подхода, стимулировал исследование природных и общественных явлений.

Однако замкнутый круг скептицизма проявился и в философии Возрождения, а также в философии Нового времени. Требования к разумному обоснованию любого явления или теории возвращают на исходную позицию: не существует изначального факта, который не нужно было бы подтверждать другими фактами. Эту мысль высказывали в своих произведениях такие философы, как Декарт, Вольтер и Дидро. Подобные противоречия привели к тому, что в философии начали ставить под сомнение не только возможность познания истины (агностицизм), но и само существование объективного мира (солипсизм).

Проблема кругового доказательства в философии существует до сих пор – пройдя все этапы от софизма и цинизма до позитивизма, неопозитивизма и иррационализма, она стала постоянным компонентом философского знания вообще.

Кто такой скептик простыми словами?

Скептик — это тип человека, который склонен подвергать сомнению как чужие, так и собственные выводы, умеет видеть слабые места в каждом аргументе и пытается проверить и подтвердить каждую деталь в картине мира. На мнение скептика трудно повлиять с помощью голословных утверждений без неопровержимых доказательств. Более того, они не склонны к неоправданному оптимизму и дают своим первичным чувствам взять вверх над здравым смыслом.

Мыслительный процесс в голове скептика не останавливается. Он или она постоянно размышляет над вопросами, которые считает важными, спорит и рассуждает сам с собой, пересматривает свое отношение к жизни. Он также регулярно переосмысливает свои собственные действия и прошлые ошибки. Возможно, это объясняет знаменитое высказывание Оноре де Бальзака о том, что «скептики — самые совестливые люди».

Интересно, что сами скептики не готовы утверждать, что обладают точной или достаточно полной информацией. Они все анализируют, ищут аргументы и доказательства и только после детального самоисследования высказывают собственное мнение. Конечно, одному человеку трудно изучить всю необходимую информацию. Скептик понимает это, поэтому он не видит проблемы в том, чтобы изменить свою точку зрения после получения новых значимых фактов.


Скептически настроенный человек очень трудно верит в окружающую его информацию

Религия [ править ]

Религиозный скептицизм обычно относится к сомнению в отношении религиозных убеждений или утверждений. Исторически религиозный скептицизм восходит к Ксенофану , который сомневался во многих религиозных утверждениях своего времени. Современный религиозный скептицизм обычно делает упор на научные и исторические методы или доказательства, причем Майкл Шермер пишет, что скептицизм — это процесс открытия истины, а не всеобщее неприятие. [ требуется разъяснение ] Например, религиозный скептик может верить в существование Иисуса, когда ставит под сомнение утверждения о том, что он был мессией или творил чудеса (см. историчность Иисуса ). Религиозный скептицизм — это не то же самое, что атеизм илиагностицизм , хотя они часто включают скептическое отношение к религии и философскому богословию (например, к божественному всемогуществу ). Религиозные люди, как правило, скептически относятся к утверждениям других религий, по крайней мере, когда две конфессии вступают в конфликт относительно некоторых заявленных убеждений. Кроме того, они также могут скептически относиться к заявлениям атеистов. Историк Уилл Дюрант пишет, что Платон «так же скептически относился к атеизму, как и к любой другой догме».

Вера Бахаи также поощряет скептицизм, в основном сосредоточенных вокруг себя исследования истины.

Критика скептицизма

Исторически основными противниками и критиками скептицизма всегда были стоики. Скептики указывали всем учёным на то, что их знания субъективны и никак не могут быть доказаны. Их основным аргументом в спорах было утверждение «Знание требует уверенности, а ваше учение такой уверенности дать не может».

Этим тезисом и пользовались стоики, найдя в нём логическое противоречие. Они спрашивали: «Если всякое знание требует уверенности, то как вы сами можете знать и утверждать это?». Этот вопрос указывает на реальное логическое противоречие, позволяя критиковать скептицизм даже сейчас.

Также скептицизм обвиняют в том, что благодаря ему христианство распространилось по миру и стало господствующей религией. Дело в том, что именно скептики первыми начали широко критиковать политеистические религии, господствовавшие в мире во времена Античности. Они заставили людей сомневаться в своей вере в древних богов, но не предложили ничего взамен, и христианство появилось как раз в удачный момент, чтобы занять освободившуюся нишу.

Опасность скептицизма и цинизма

Итак, настала пора подвести некоторые итоги, а также сказать, почему скептиком и циником быть опасно.

Из всего вышеизложенного понятно, что скептицизм и цинизм не делают ничего особенного, они просто призывают относится ко всему с позиций разума, а не веры. Поэтому если кто-то нас спросит, скептик – это человек каких убеждений, мы скажем, что это тот, кто не верит никому на слово и все проверяет на прочность силами своего интеллекта.

Но есть в таком мировоззрении и коварность. Она состоит в том, что нельзя возводить здание на пустоте. Другими словами, каким бы распоследним циником и скептиком человек ни был, у него все равно есть какая-то тайная вера, которая и питает его мужественный разум. Когда же ее нет, то она скоро обязательно появится, и тогда нынешний скептик станет верующим. Кто-то скажет, а вдруг не придет к человеку убеждение в существовании чего-то высшего? Тогда адепт цинизма попадет в лапы нигилизма. В последнем тоже мало хорошего, вспомним хотя бы судьбу Базарова, и нам сразу все станет ясно.

Надеемся, что на вопрос о том, кто такой скептик, получен исчерпывающий ответ. И в этом смысле у читателя не осталось никаких затруднений.

Как появился термин?

Изначально скептицизм появился в качестве учения в древнегреческой философии. Одним из его создателей был Ксенофан, значительный вклад в учение сделали Пиррон, Энесидем, Агриппа, Аркесилай и Секст Эмпирик. Философский скептицизм подразумевает сомнение в возможности достоверного знания. Последователи данного учения придерживались мысли, что необходимо руководствоваться «разумной вероятностью», а не стремиться к поиску истины. В любой ситуации следует опираться на здравый смысл, формирующийся в повседневной жизни.

В эпоху Возрождения возник новый интерес к древнегреческим философским учениям, и философы снова заинтересовались античным скептицизмом. Это был период, когда знания множились с невиданной ранее скоростью. Поэтому скептическое отношение было необходимо для подтверждения знаний и взвешенного подхода к их интерпретации и систематизации.

На рубеже XIX-XX веков началась научно-техническая революция, и это способствовало новому усилению интереса к философскому скептицизму. Если раньше данное течение использовалось преимущественно в философии, то теперь оно распространилось на все научные исследования, поскольку возникла острая потребность в достоверных знаниях.

В 1970-х годах сформировался научный скептицизм, который был необходим в связи с возросшим интересом к паранормальным явлениям. Примерно тогда же понимание того, кто такой скептик, приобрело современный вид. Этим словом стали называть не только сторонников философского скептицизма, но и всех людей, считающих, что любая информация должна быть проверена и подтверждена, чтобы считаться достоверной.

В 1992 году было образовано международное Общество скептиков, занимающееся опровержением различных антинаучных и псевдонаучных теорий. Они выпускают собственный журнал «Skeptic», проводят конференции, ведут активную деятельность в сети Интернет. Их основная задача – разоблачение астрологов, уфологов, гомеопатов и прочих сторонников нетрадиционных направлений в науке.

Примечания [ править ]

^ Попкин, Р. Х. «История скептицизма от Эразма до Декарта (пересмотренный редактор 1968); CL Stough, Греческий скептицизм (1969); М. Бёрньит, редактор, Скептическая традиция (1983); Б. Страуд, Значение философского скептицизма (1984) » . Encyclopedia2.thefreedictionary.com .

^ «Философские взгляды обычно классифицируются как скептические, когда они включают в себя некоторую степень сомнения относительно утверждений, которые в других местах принимаются как должное». utm.edu

^ Греко, Джон (2008). Оксфордский справочник скептицизма . Oxford University Press, США. ISBN 9780195183214.

^ «Определение СКЕПТИЦИЗМА» . www.merriam-webster.com . Проверено 5 февраля +2016 .

^ Матилал 2004 , стр. 52-75.Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFMatilal2004 ( помощь )

^ Диоген Лаэртский (тр. Hicks , 1925), ix.72 . См. Также Бакалис (2005, с. 86).

^ WT Джонс, История западной философии . Нью-Йорк: Harcourt, Brace, 1952, стр. 60 п. 45.

^ Ричард Х. Попкин, «Скептицизм», в Пол Эдвардс, изд., Энциклопедия философии , том. 7. Нью-Йорк: Макмиллан, 1967, с. 449.

^ Аллан Хэзлетт, Критическое введение в скептицизм . Лондон: Блумсбери, 2014, стр. 4-5.

^ Попкин, «Скептицизм», стр. 450.

^ Ричард Х. Попкин, История скептицизма от Эразма до Спинозы , ред. изд. Беркли: Калифорнийский университет Press, 1979, главы 1 и 2.

^ См., Например, Попкин, История скептицизма , с. 210.

↑ Цитируется у Попкина, «Скептицизм», с. 456.

^ Попкин, «Скептицизм», стр. 456.

^ Попкин, «Скептицизм», стр. 457.

^ См., Например, John Greco, ed., Oxford Handbook of Skepticism . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2008.

^ Манн, Дэниел. «Скептик атеизма» . Апологетика на сегодня . Проверено 2 декабря 2013 года .

^ Смит, Питер (2000). Краткая энциклопедия веры бахаи . Оксфорд, Великобритания: Публикации Oneworld. С. 266–267. ISBN 1-85168-184-1.

^ «Научный скептицизм, CSICOP и местные группы — CSI» . www.csicop.org

Проверено 5 июля 2018 .

^ «AU 230 Должная профессиональная осторожность при выполнении работы». pcaobus.org

Проверено 28 апреля 2018 .

Портрет скептиков

Скептично настроенный человек отличается рациональностью, рассудительностью, но не отличается постоянством. Он легко изменит свое мнение и убеждения, если найдет новую информацию, которая поставит под сомнение прежнюю истину. У скептиков нет устойчивых принципов и паттернов поведения. Кроме одного — каждый шаг подвергать сомнениям, критике и анализу.

Что еще характерно для скептика:

  • низкая эмоциональность;
  • развитая способность к саморегуляции;
  • завышенная самооценка и надменность (иногда);
  • повышенная критичность и самокритичность;
  • скептический взгляд (приподнятая бровь, ухмылка);
  • способность к внушению;
  • уравновешенность и рациональность поступков;
  • выраженная индивидуальность и независимость;
  • трезвый, исследовательский ум;
  • упрямство;
  • резкость и грубость (иногда);
  • слаборазвитая интуиция;
  • развитое логическое мышление.

Психологи отмечают, что такие люди часто имеют заостренные черты лица и худощавое телосложение. Выражение лица всегда сдержанное и сосредоточенное. Улыбаются редко.

Сильные стороны скептика

Такие люди не склонны принимать импульсивные решения. Они рассудительны, все подвергают сомнению и анализу. Без оценки и сбора фактов ничего не опровергают и не принимают. Доводы и позиция скептика всегда аргументированны. Они ничего не принимают на веру. Независимость, надежность и ответственность — главные качества скептика. Он легко раскрывает обман, разоблачает рекламные уловки.

Скептичный человек не боится идти против большинства, не следует слепо за толпой. Он не стремится быть как все, но если найдет рациональное объяснение каким-то общественным тенденциям, то будет их поддерживать. Изначально он не за и не против, его позиция нейтральна, что помогает таким людям видеть ситуацию со стороны, управлять конфликтами, рассуживать людей.

Слабые стороны скептика

Неспособность принять что-то как факт, не требующий доказательств и объяснений, создает трудности во взаимоотношениях с людьми. Высокий уровень самоконтроля и безмоциональность иногда обижает родных и близких людей. В глазах других людей скептик выглядит нудным, грубым, толстокожим. Его педантичность может превратиться в перфекционизм.

Еще одна слабость — невозможность принимать быстрые решения в экстренных ситуациях и в сжатые сроки. Чрезвычайная ситуация может вогнать скептика в ступор.

Хорошо или плохо быть скептиком?

Главный вопрос этой темы — хорошо ли быть скептиком? Определенно лучше, чем наивный простак. Возможно, постоянные сомнения периодически осложняют жизнь, но они предохраняют человека от необдуманных поступков.

Плюсы скептика

Критическое мышление скептика дает ему определенные преимущества. Практически невозможно манипулировать им, невозможно навязать ему неправильные взгляды. Скептики почти никогда не становятся жертвами мошенников, они не доверяют рекламе и быстро обнаруживают плохо замаскированные мошенничества и обманы. Они постоянно находятся в поисках истины и готовы потратить огромные усилия, чтобы ее найти. Эти качества часто помогают им добиться успеха в жизни.

Скептик мыслит логически, стараясь подчинить каждое действие здравому смыслу, поэтому ему не чужды импульсивные поступки и решения. Он не стремится «быть как все» и не следит за тенденциями. Он скептик, который обычно плывет один против течения, сопротивляясь устоявшимся стереотипам и пытаясь открыть глаза другим. Способность глубоко анализировать информацию делает скептиков отличными аудиторами, инспекторами, следователями, юристами и, конечно же, учеными.

Минусы скептика

Наиболее проблемной областью для скептиков являются человеческие отношения. Они подозрительны и недоверчивы и не стесняются открыто выражать свои сомнения. Их мелочность часто раздражает собеседников. Когда они сталкиваются с сомнительным утверждением, они спрашивают: «Где ты это прочитал? Такие вопросы вызывают негативную реакцию, поскольку люди не готовы на них отвечать и воспринимают их как признак недоверия.

Сам скептик прекрасно понимает, что его дотошность портит его отношения с людьми, но ничего не может с этим поделать. Он также осознает свою медлительность в принятии важных решений и иногда завидует импульсивным людям, у которых нет времени на раздумья. Скептицизм полезен при составлении долгосрочных планов на будущее, но мешает при принятии срочных решений.

Патологическое состояние

Чрезмерный скептицизм может привести к патологическому состоянию. Такой человек часто страдает от постоянных сомнений и поиска аргументов. Со временем конфликт с ближайшим окружением может обостриться. Сильно выраженный скептицизм приводит к изоляции, чрезмерной подозрительности, жалобам, формируется шизоидная личность.

Глубокое проявление скептицизма может полностью поглотить человека. Все основания верить во что-либо исчезают, и человек даже не допускает возможности существования какой-либо истины. Мораль, закон и этические нормы больше не выполняют свою роль, они перестают быть сдерживающим фактором.

В реальной жизни полная капитуляция человека перед скептицизмом — редкое психическое явление. Как правило, людям свойственен здоровый скептицизм по отношению к непроверенной информации.


Чрезмерный скептицизм может быть опасен для чего, как и многие другие крайности человеческой личности

Обсуждение скептицизма

Аргументы скептиков

Скептики предостерегают от прямых заявлений, используя следующие основные аргументы:

  • На самом деле высказываемые мнения оказываются разнообразными, разносторонними и противоречивыми.
  • Ощущения или мнения относятся к субъекту, который их переживает: действительно, один и тот же человек может, в зависимости от обстоятельств, по-разному подвергаться воздействию объекта. Восприятие здоровья, болезни, сна и бодрствования, движения и отдыха, возраста, положения и состояния места. Монтень , если ему иногда кажется, что он испытывает удовольствие в сомнениях, как на «  мягкой подушке  », прежде всего он хочет напомнить нам, «  что он сам является предметом своей книги  » и что его слова относятся к его личности.
  • Все имеет только относительный статус по отношению к бесконечности других: знание мельчайшего объекта предполагает, что человек способен установить его связь со всей Вселенной.
  • Приведенные аргументы и доказательства должны быть доказаны.

Бросающий вызов скептицизму

Юм приравнивает скептическое сомнение к «  душевной болезни  ». Кант в своей « Критике чистого разума» квалифицирует скептиков как «  кочевников без постоянного места жительства  ».

Скептицизм и прагматизм

Согласно теореме Кокса-Джейнса , необходимо временно отдать должное нескольким непроверенным идеям (поэтому возможно, ложным), чтобы создать опыт, который сделает их недействительными или нет (эта идея стара как скептицизм). Последовательные расспросы об уменьшении энтропии показывают, что идеи разных наблюдателей (у которых разные априори ) сходятся к единому видению, в котором существует объективная, лежащая в основе реальность, и ее можно наблюдать тем или иным способом. Эта теорема также устраняет сомнения , что витало над механизмом (также называемого скандалом по Бертрану Рассел ) от индукции . См. Также байесовский вывод .

Портрет скептиков

Скептично настроенный человек отличается рациональностью, рассудительностью, но не отличается постоянством. Он легко изменит свое мнение и убеждения, если найдет новую информацию, которая поставит под сомнение прежнюю истину. У скептиков нет устойчивых принципов и паттернов поведения. Кроме одного — каждый шаг подвергать сомнениям, критике и анализу.

Что еще характерно для скептика:

  • низкая эмоциональность;
  • развитая способность к саморегуляции;
  • завышенная самооценка и надменность (иногда);
  • повышенная критичность и самокритичность;
  • скептический взгляд (приподнятая бровь, ухмылка);
  • способность к внушению;
  • уравновешенность и рациональность поступков;
  • выраженная индивидуальность и независимость;
  • трезвый, исследовательский ум;
  • упрямство;
  • резкость и грубость (иногда);
  • слаборазвитая интуиция;
  • развитое логическое мышление.

Психологи отмечают, что такие люди часто имеют заостренные черты лица и худощавое телосложение. Выражение лица всегда сдержанное и сосредоточенное. Улыбаются редко.

Сильные стороны скептика

Такие люди не склонны принимать импульсивные решения. Они рассудительны, все подвергают сомнению и анализу. Без оценки и сбора фактов ничего не опровергают и не принимают. Доводы и позиция скептика всегда аргументированны. Они ничего не принимают на веру. Независимость, надежность и ответственность — главные качества скептика. Он легко раскрывает обман, разоблачает рекламные уловки.

Скептичный человек не боится идти против большинства, не следует слепо за толпой. Он не стремится быть как все, но если найдет рациональное объяснение каким-то общественным тенденциям, то будет их поддерживать. Изначально он не за и не против, его позиция нейтральна, что помогает таким людям видеть ситуацию со стороны, управлять конфликтами, рассуживать людей.

Слабые стороны скептика

Неспособность принять что-то как факт, не требующий доказательств и объяснений, создает трудности во взаимоотношениях с людьми. Высокий уровень самоконтроля и безмоциональность иногда обижает родных и близких людей. В глазах других людей скептик выглядит нудным, грубым, толстокожим. Его педантичность может превратиться в перфекционизм.

Еще одна слабость — невозможность принимать быстрые решения в экстренных ситуациях и в сжатые сроки. Чрезвычайная ситуация может вогнать скептика в ступор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector