Что такое сознание человека? определение и формы сознания
Содержание:
- Формы сознания
- Что говорят философы
- Основные свойства сознания личности
- Структура, свойства и функции сознания
- Психология сознания
- Функции сознания и свойства
- История изучения сознания
- Как работает подсознание?
- Связь сознания и мозга
- Связь сознания и подсознания человека
- Определение сознания
- Понятие в психологии
- Сознание и самосознание
- Свойства
- Определение понятия «сознание» в психологии
- О сознании простыми словами
- Методы развития и управления
Формы сознания
Сознание бывает индивидуальной и общественной (групповой) форм:
- Индивидуальная форма предполагает личное восприятие мира человеком. Он рассуждает сам, в одиночку, размышляет и делает выводы.
- Общественная форма предполагает, что человек объединяется своими мыслями и идеями с другими людьми, корректируя свое мышление, дополняя чужими взглядами или преобразовывая его под влиянием окружающих.
Общественное сознание представляет собой единую идею всех членов группы. Группа состоит из отдельных личностей, которые в нее входят. Однако не каждая группа является коллективом единомышленников. Можно просто пребывать в толпе и не быть ее участником, а можно входить в состав какой-то группы. Коллективное сознание основывается именно на группе, где каждый ее член мыслит подобно другим членам и регулирует свое мировоззрение и поведении с общественным мнением.
Индивидуальное сознание является частью общественного, поскольку каждая отдельная личность привносит в групповое мышление что-то свое, создавая единое целое. Однако общественное всегда влияет на то, как человек индивидуально мыслит. Оно нацелено на формирование определенного мышления, чтобы человек, даже находясь отдельно от группы, все равно оставался ее частью благодаря тому, что будет мыслить, как группа.
Групповое сознание делится еще на такие виды:
- Массовидные явления, которые формируются на основе взаимоотношений между членами. Здесь создается психологический климат и общественное настроение.
- Дидактогения – это изменение группового настроя под воздействием грубого поведения руководителя.
- Паника – страх, охватывающий целую группу людей, из-за чего усиливается еще больше, чем больше людей включаются в нее.
- Мода – это подражание людей друг другу, когда формируются единые стандарты жизни, которым должны соответствовать все.
- Коллективное сознание – объединение людей с целью решения задачи коллектива. Каждый член занимается решением задач и получением опыта, предоставляя возможность всеми достигнутыми ресурсами пользоваться другим людям, которые в свою очередь делятся своими ресурсами с каждым членом.
- Религия – вера, которой должен придерживаться человек. Способ управления взрослыми людьми, которые должны бояться некоего наказания в случае совершения неправильных поступков.
- Наука – отрасль сознательного выявления неких знаний об окружающем мире, которые должны познавать другие люди, чтобы лучше с окружением контактировать.
- Право – формирование правил, которых должны придерживаться люди, чтобы в государстве формировалось именно то общество, которое нужно правителям.
- Идеология – это сродни религии, когда человек придерживается определенной концепции жизни.
- Нравственность – моральные правила жизни, которые должен в себе развивать человек, чтобы переживать определенные ощущения и эмоции в конкретных ситуациях.
- Искусство.
перейти наверх
Что говорят философы
Деятели философии считали, что сознание не существует в отрыве от реальности. Оно есть соотношение себя с реальностью.
Мы видим окружающий мир и что-то чувствуем, ощущаем, думаем, фантазируем в связи с этим.
Разные направления философии по-своему трактовали данное понятие:
- дуализму свойственно делить человека на сознание и материю, где первое есть дух, второе – тело. Сознание вечно, так как продолжает жить даже после физической смерти тела;
- согласно идеализму, сначала идет сознание, затем окружающий мир. Материи не существует, если она неосознанна;
- материалисты писали, что сознанием обладает только высокоорганизованная материя, которая способна созидать (я понимаю, что речь идет о человеке).
Основные свойства сознания личности
Активность
Одним из главных свойств сознания можно считать активность. У всякого действия, которое совершает человек, имеется мотив и цель. Никто не действует бездумно, подчиняясь лишь хаотичному стечению обстоятельств. Если цель желаемая, то личность часто готова прикладывать даже неимоверные усилия для ее осуществления. Сознание управляет поведением человека и старается таким образом все рассчитать, чтобы это было максимально выгодно самому человеку. Наша способность прогнозировать ситуацию, видеть собственные перспективы являются заслугой сознания. Такое свойство как активность позволяет сознанию оставаться в рабочем состоянии постоянно. При каких обстоятельствах человек готов совершать активные шаги? В том случае, когда он понимает необходимость в предпринимаемых действиях.
Динамичность
Под динамичностью понимают такую направленность на объект или явление окружающей действительности, при котором сознание обнаруживает способность к непрерывному развитию
Свойство динамичности заключается в том, что внимание человека всегда меняется. Мы способны концентрироваться по большей части только на том, что для нас является по-настоящему значимым и интересным
Обращенность к какому – то предмету вызывает различные эмоции, мы подключаем чувства к тому, что слышим и видим вокруг себя, за чем наблюдаем. Такое свойство сознания как динамичность направлено всегда на погружение в сущность явления или объекта, о котором идет речь.
Постоянная рефлексия
Надо сказать, что умение анализировать собственные поступки и действия является неотъемлемой и значимой характеристикой сознания. Свойство под названием «рефлексия» помогает в нужный момент обратиться к истоку своего «я», своей внутренней сущности и поговорить с ней максимально откровенно. В таких внутренних диалогах человек часто обнаруживает, что жил и поступал неправильно, был невнимателен к близким и родным. Постоянная рефлексия – это свойство сознания, которое позволяет осуществлять эффективное самонаблюдение за самим собой в разные промежутки жизни. Человек почти всегда сравнивает себя настоящего с тем, каким был раньше. Такое свойство сознания как рефлексия легко позволяет это сделать. Сознание само по себе способно расширяться и расширять представления человека о мире.
Ценности и мотивы
Другим свойством сознания является ориентированность на внутренние источники значимости. Речь идет о ценностях, ради которых и предпринимаются конкретные действия. Сознание человека носит мотивационно-ценностный характер. Человеку иногда приходится совершать над собой невероятные усилия для того, чтобы суметь договариваться со своей внутренней совестью. Ценности и мотивы приводят в движение его мыслительную деятельность.
Таким образом, свойства сознания всегда отражают сущность конкретной личности, ее внутреннюю природу и возможности. Каждый человек сугубо индивидуален и у каждого имеются свои предпочтения.
Структура, свойства и функции сознания
Структура – это то, из чего собственно и состоит сознание:
- Познавательные процессы – восприятие окружающего мира через 5 органов чувств (глаза, уши, нос, язык, рот), память, мышление, речь.
- Спектр эмоциональных состояний.
- Воля как способность управлять своими действиями.
Свойства
Описать сознание можно двумя главными свойствами:
Активность – подразумевает непрерывность процесса осознавания действительности (поток сознания). В каждый момент времени (и даже во сне) человек на чем-то сосредоточен. Мир огромен и разнообразен, поэтому предметы выбираются по степени личной значимости.Например, если посадить рядом голодного и умирающего от жажды, поставить перед ними тарелки с едой и стаканы с напитками, то первый будет разглядывать еду, второй — питье. Мечтающий о детях будет везде замечать детей
Планирующий купить машину обращает свое внимание на авто желаемой марки.
Каждый индивид улавливает в пространстве то, что для него актуально в данный момент времени. Именно поэтому внимание разных людей сосредотачивается на совершенно разных фигурах.
Интенциональность – это направленность, стремление, влечение
Если понаблюдать за собой со стороны (заняться рефлексией), то вы увидите, что ваши мысли всегда куда-либо направленны: на цель, предмет, действие.Например, в рассуждении о красной кружке выше мои мысли были направлены в сторону чаепития.
Функции сознания
Сознание имеет свои функции, основными из которых являются:
- Отражательная функция заключается в организации психических процессов (память, мышление, восприятие, представление), направленных на познавание окружающего мира.
- Креативная или творческая – создание чего-либо нового.
- Оценочная – мы даем оценку всему, что нами осознается, даем этому эмоциональную и чувственную оценку.
- Преобразующая функция заключается в построении определенных целей и воплощение их в реальность через действия. То есть мы преобразуем окружающий мир.
- Времяобразующая – формирование общей картины о мире, где есть прошлое, настоящее и будущее.
- Рефлексивная функция или самосознание – способность наблюдать за собой как бы со стороны, оценивать свои мысли и поведение.
Психология сознания
Элементы сознания – это ощущения, представления, чувствования.
Сознание — это результат творческого синтеза основных процессов психики:
- процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств (перцепции)
- активного процесса, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне и приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов (апперцепции).
Структуралисты
В. Вундт и структуралисты искали природу сознания в самом сознании: они пытались разложить его на элементы и построить «химию души» — нечто вроде Периодической системы элементов для сознания. Однако выяснилось, что однозначное решение этой задачи невозможно — прежде всего потому, что выделение элементов сознания зависит от исходной позиции носителей сознания, пытающихся анализировать его содержание. Но даже если бы удалось преодолеть подобные методические трудности, все равно оставалось неясным: как же в сознании образуется новое знание — неужели просто новой комбинацией стандартных элементов?
Функционалисты
Сознание по Джеймсу – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне». У. Джеймс и функционалисты выводили природу сознания из биологических потребностей организма: сознание нужно, потому что оно полезно, потому что оно решает биологически важные задачи. Им возражали, что без контроля сознания организм иногда действует быстрее и точнее и в целом лучше решает задачи адаптации. При этом У. Джеймс понимал ограниченность возможностей сознания: «Сознание — это маленький остров посреди великого океана возможностей человеческой психики». Он же в итоге пришел к выводу, что сознание — не существующая в реальности фикция.
Функции сознания и свойства
Сознание выполняет важнейшие функции в жизнедеятельности человека. С помощью сознания и взаимодействия составляющих его структур, человек анализирует получаемую информацию извне, оценивает ее и осуществляет обработку этой информации для принятия всевозможных решений в процессе жизни.
Сознание обладает следующими функциями:
- Познавательная (сознание способно не только субъективно отражать окружающий мир, но и познавать его с помощью анализа накопленной информации и знаний, полученных в результате жизни, как отдельного человека, так и всех предыдущих поколений).
- Целеполагающая (на основе материальных и духовных потребностей человека, сознание обладает способностью к постановке целей, которые способствуют развитию самого человека, а также преобразованию внешнего мира).
- Аксиологическая (человек может оценивать происходящее вокруг, а также деятельность других людей через призму своих убеждений и потребностей, существующих в его сознании).
- Творческая (человек способен не только познавать окружающий мир, но и создавать новые материальные и социальные блага, которые развивают и улучшают его жизнедеятельность).
- Рефлексивная (способность анализировать самого себя и содержание собственного сознания).
- Духовная (формирование мировоззрения и отношения личности к социальной сфере жизни).
Активность
Сознание функционирует в постоянной активности (даже во сне оно продолжает работать, частично обрабатывая информацию, полученную в течение дня).
Эта активность подразумевает не только физическую особенность организма, но и постоянное движение мыслительной, целеполагающей деятельности сознания, направленной на достижение определенных целей, связанных с деятельностью человека, преобразованием его личности и внешнего мира.
Интенциональность
Основным свойством сознания является его способность быть направленным на определенный объект, в процессе мыслительной деятельности. Благодаря постоянному взаимодействию собственного “Я” человека с отдельными элементами сознания происходит процесс его развития и выполнение всех существующих функций сознания.
История изучения сознания
Эмиль Генрих Дюбуа-Реймон – первый, кто поднял вопрос, что является сознанием. Являясь немецким физиологом, он утверждал, что организм работает по физико-химическим законам, а вопрос, что лежит в основе сознания, навсегда останется загадкой.
В 1906 году испанский врач Рамон-и-Кахаль вместе с ученым Гольджи сделали открытие в области информационной теории сознания, получив за нее нобелевскую премию. По их общему мнению, информация хранится посредством модификации связей между клетками, из которых образуется ассоциация.
В 1973 году советским психологом А. Р. Лурия были сделаны выводы, которые основывались на том, что восприятие является процессом, требующим поиска нужной информации на основании готовых кодов. То есть, мозг преобразует в код все, что получает.
В 1980 году американским философом Джоном Серлом было выяснено, что сознание рождает мозг. Работа мозга основывается на синтаксисе и семантике, а сознание оперирует семантикой и является продуктом системной работы мозга.
Американским нейрофизиологом и психиатром Джулио Тонони были выделены качества сознания: информативность и цельность. Вся информация, которая поступает в мозг формирует единое целое, которое нельзя разделить на части. Он определяет сознание как отдельный мир, который пока не поддается изучению.
Все научные работы с конца XIX века имеют одну мысль – мозг превращает в код всю полученную информацию. И именно это делает сознание. Воспоминания, основанные на опыте, полученные знания, которые проецируются на реальность – то, что относится к сознанию человека.
Как работает подсознание?
Скорость работы подсознания в десятки тысяч раз быстрее, чем скорость сознания. Подсознание тесно связано с функциональностью нашего организма и напрямую взаимодействует со всеми органами тела (включая органы чувств), контролируя и изменяя их состояние в зависимости от внешних условий и обстоятельств.
Например, подсознание вратаря-хоккеиста, во время того, как шайба летит к воротам, за сотые доли секунды принимает решение о необходимом изменении положения тела, мобилизует и напрягает необходимые группы мышц вратаря, чтобы удачно защитить ворота в данной, конкретной ситуации.
Если подобную задачу поручить сознанию, то оно бы с ней не справилось, поскольку скорость принятия решения сознанием на несколько порядков ниже. Таким образом, во время осознанных тренировок, в подсознании оттачиваются реакции человека, на те, или иные внешние события, а когда приходит время их использования, сознание передает управление подсознанию и оно выполняет свою задачу.
Связь сознания и мозга
Ученые объединились во мнении, что сознание относится к процессу работы мозга. Однако мозг в отдельности – не сознание. Эта теория доказывается тем, что при смерти сознание теряется, но мозг остается. Они уверены в том, что мозг необходим для создания модели внешнего мира. Если закрыть глаза, то мир не исчезнет, потому что он в голове и является не простой картинкой, а в нем есть жизнь. Модели реальности мозга намного ярче и богаче, чем реальный мир.
Психологи и физики считают, что мир не имеет красок, звуков, цветов. Все они формируются через сознание. Реальность является субъективной и формируется в зависимости от индивидуальных особенностей каждого человека. Формирование субъективной реальности происходит с помощью нейронов. Вне зависимости от вида задачи, нейроны готовы ее выполнить. Они создают образы, с помощью которых формируется внутренний мир, называемый сознанием. Мозг можно сравнить с Вселенной, где горит множество звезд. Их в этом органе представляют нервные клетки. Нейроны являются базовыми элементами мозга и мысли. Их количество исчисляется миллиардами, и они принимают участие в миллиардах химических реакций. Таким образом сознание проявляется на биологическом уровне.
Любая мысль – это активизация большого количества нейронов. Во время мыслительных процессов связь между ними может усиливаться или становиться слабее
Важно понять, каким образом работают нейроны во время принятия решений, возникновения целей и намерений. Есть множество вопросов, которые продолжают оставаться загадкой, а это означает, что много нужно изучить
Когда сознание будет полностью изучено, вероятно, человеческий разум будет способен гораздо на большее. А пока важной задачей каждого мыслящего человека, обладающего ясным сознанием и стремлением быть успешным, остается развитие и совершенствование способностей мозга и интеллекта. Этому способствуют регулярные тренировки мозга с помощью тренажеров Викиум.
Связь сознания и подсознания человека
Сознание в психологии – это сложная система, которая неразрывно связана с подсознанием, которое является автоматическим исполнителем определенных действий и задач, ранее заложенных в него с помощью сознания. Сознание можно сравнить с капитаном корабля, а подсознание — с его обслуживающим персоналом. Сознание и подсознание не могут существовать друг без друга.
В подсознании формируются навыки работы тела человека, мыслительные навыки, а также набор реакций, которые автоматически запускаются при тех или иных внешних условиях.
Примером физических навыков, хранящихся в подсознании, могут служить такие навыки как умение человека ходить, правильно держать ложку в руках или ездить на велосипеде. Обучение подсознания навыкам происходит осознанно с помощью сознания.
Определение сознания
Двадцать пять лет прошло с того момента, как я решил бросить университет, и я снова оказался в аудитории «Эфирный купол», правда, при других обстоятельствах
Я все-таки стал педиатром и психиатром, и меня пригласили туда прочитать лекцию о важности эмоций и жизненных историй пациентов в лечении. Меня сопровождал пятнадцатилетний сын, и я испытывал чувства благодарности, облегчения и признательности
За последнюю четверть века наука многое прояснила о нас. Мы уверены, что сознание, хотя оно и не видно глазу, однозначно реально
Гарвардский медицинский факультет изменился, и многие программы теперь уделяют внимание эмпатии и избавлению от стресса и подчеркивают, как важно видеть в пациенте прежде всего человека
Педиатрия, психиатрия и психология позволили мне глубоко анализировать вопросы сознания. Благодаря научно-исследовательской стипендии я изучал привязанности, память и нарратив * и исследовал развитие сознания в условиях семьи, а затем стал преподавателем в области психического здоровья.
Под «Эфирным куполом» я читал лекцию о природе сознания и о том, как важно заглядывать в него. В самом начале я попросил поднять руки тех, кто за время обучения посетил курс о сознании или психическом здоровье
Этих людей можно было пересчитать по пальцам. Я побывал в лекционных залах во многих странах на четырех континентах, и статистика везде получалась одинаковой: лишь от 2 до 5% специалистов, работающих в этих сферах, были хотя бы на одной лекции, определяющей основу их специальности.
Как и во время моей учебы, у них основное внимание уделялось психическим заболеваниям, симптомам и методам лечения. Да, мир полон душевной боли, и мы, безусловно, помогаем людям уменьшить ее
Но слишком часто мы делаем это без четкого видения собственной цели, не задумываясь, что представляет собой здоровое сознание. Я обнаружил, что в других областях исследования умственных процессов также проводились без определения объекта изучения — сознания.
Сейчас я использую определение, появившееся в процессе работы уникальной межфакультетской группы по изучению мозга и сознания, которую я создал в 1992 году в Калифорнийском университете. Я привлек сорок специалистов из различных областей, включая лингвистику, информатику, генетику, математику, нейронауки, социологию, возрастную и экспериментальную психологию. Это было в самом начале Десятилетия мозга **, так что мы с нетерпением принялись за изучение связи физической природы мозга с субъективностью сознания.
Однако вскоре выяснилось, что каждая дисциплина имеет собственное видение реальности. Все с легкостью соглашались, что мозг состоит из набора нейронов, находящихся в черепе и связанных с остальным телом, но у нас не было единства в понимании сознания и общих терминов для его обсуждения. Программисты называли его операционной системой. Нейробиологи утверждали, что сознание — это лишь активность мозга. Антропологи говорили об общих социальных процессах, передаваемых из поколения в поколение. Психологи считали, что сознание — это наши мысли и чувства. В итоге пришлось создать приемлемое рабочее определение сознания, прежде чем приступать к работе над нашей фундаментальной темой.
Я предложил следующую формулировку, с которой согласились все члены группы:
«Человеческое сознание — это воплощенный в теле, проявляющийся там, где возникают отношения между отдельными элементами процесс, регулирующий поток энергии и информации».
Давайте подробнее разберемся в элементах этого рабочего определения. Я начну с конца и буду двигаться к началу.
—
* Нарратив — изложение взаимосвязанных событий, представленных в виде последовательности слов или образов. Нарративная психология утверждает, что нам проще воспринимать собственную жизнь по законам сюжета, в виде истории. Соответственно, человек может справиться с психологическими проблемами, переосмыслив и переписав собственную историю с помощью психотерапевта. Прим. перев.
** Десятилетие мозга (Decade of the Brain, 1990-2000) — совместная программа Библиотеки Конгресса и Национального института психического здоровья США (National Institute of Mental Health), разработанная с целью повысить осведомленность общества о преимуществах исследований мозга. Прим. перев.
Понятие в психологии
Считается, что такой механизм присущ только людям, это высшая функция мозга. Она тесно связана с речью и мышлением. За все время существования науки специалисты не смогли точно сказать, что такое сознание определение в психологии встречается разное.
Структуралисты в лице В. Вундта полагали, что под этим словом скрывается структура из множества элементов. Их можно представить в виде периодической системы Менделеева. В итоге попытки специалиста создать некую модель сознания в психологии провалились.
Функционалисты в лице Джеймса полагали, что сознание – это биологическая потребность. С помощью такого механизма человек легче адаптируется, но он представляет лишь небольшую часть психики.
Важно! Фрейд выделял не только сознание, но и бессознательное, подсознательное – это три уровня психики. Они взаимодействуют друг с другом и влияют на поведение человека
По мнению психоаналитика, сознание – это проявление работы разума.
Сознание и самосознание
Понятие сознание человека применяется и в контексте самосознания. Свойства сознания в том, что оно как личностное ядро человека, вмещает в себе чувства, ощущения, мысли и эмоции. Значение самосознания в том, что оно является отношением человека к самому себе. Выходит, что оба понятия являются частями единого целого.
Если оглянутся на историю человечества, то первобытные люди имели только недоразвитое осведомление, которое развивалось поэтапно. Начиналось с того, что человек ощущал свое тело на физическом уровне, понимал ограничение его способностей. После исследования своего тела он начал исследовать внешний мир, от этого его ум обрел новую информацию, что стимулировало его развитие. Чем больше человек знакомится с разными предметами, тем больше он умеет находить их отличия и познавать новые свойства.
Сформированность самосознания, произошло еще немного позже. Сначала человеком руководили только врожденные инстинкты (размножения, самосохранения). Благодаря самосознанию человек сумел подняться над таким примитивизмом, и поспособствовало этому появление иерархичности в сообществах. Каждая группа имела вождя, которого все слушали, выполняли его указания, принимали критику и похвалы. Таким образом, люди становились выше своих инстинктов, потому что начали делать что-то не конкретно для себя одного, а для целой группы и вождя. Такое проявление самосознания в наружном мире, а не внутри сознания человека. Еще позже индивидуум начинал слушаться собственного голоса и действовать по отношению к «услышанному», это позволило ему подняться выше инстинктов, мимолетных желаний и других факторов, которые мешали личностному развитию.
В развитии современного человека формирование сознания и самосознания появляется также поэтапно. Сначала ребенок постепенно осознает себя, потом оказывается под руководством взрослых. Позже внешние руководители заменяются внутренними. Но такое развитие дошло не до всех. В неразвитых странах, есть такие люди, живущие все еще по прежнему инстинкту.
Без самосознания человек не может идти далее в своем личностном развитии, достигать целей, ладить с окружающими людьми, становиться успешным. С помощью самосознания человек видит и делает свою жизнь такой, как ему хочется. Все успешные люди владеют этим свойством. Иначе они не смогли бы стать разумными, развить интеллект.
Кстати, часто сравниваются такие категории, как сознание и интеллект. Многие люди считают, что если есть сознание, то это также говорит об интеллекте, но эти категории имеют разное значение. Интеллектуальный человек не всегда сознателен. Уровень сознательности у не очень образованных людей может быть выше. Поэтому сознание и интеллект – нетождественные понятия. Но с помощью самосознания происходит развитие интеллектуальных возможностей. Свойства самосознания и сознания – составляют жизнь современного человека, помогают ему в обретении свободы, иначе она бы осталась только в рамках желаний.
Свойства
У данного механизма выделяют ряд важных характеристик. С их помощью можно выделить особенности сознания. Например, уровень ясности отображает то, насколько индивид понимает увиденные объекты.
Активность
Когда человек отражает окружающую действительность, то он не является пассивным участником. Он активно взаимодействует с окружающей средой.
Есть еще одно свойство – это рефлексивность. Благодаря нему, индивид может обращать взгляд внутрь себя и заниматься самопознанием. Это дает ему возможность накапливать сведения о своих качествах, состояниях и анализировать, сравнивать все.
Интенциональность
Сознание всегда направлено на что-то или кого-то. Благодаря этому свойству, человек может определять субъект и объект внимания. В итоге он получает возможность выбирать приоритетные цели и достигать их.
Определение понятия «сознание» в психологии
Сознание в психологии — это отраженная в памяти человека совокупность взаимосвязанной информации об окружающем мире и жизнедеятельности человека, которая включает в себя также осознание самого человека в этом мире и его отношение к обществу, людям и всему миру в целом.
Сознание формируется в процессе взаимодействия человека с окружающей средой, а также в процессе обучения и общения с людьми.
Процессами организма человека, благодаря которым формируется сознание, можно назвать следующие процессы:
- ощущение;
- восприятие;
- мышление;
- воображение;
- запоминание.
Если какой-либо из вышеперечисленных процессов нарушается, то это может приводить к различным сбоям в работе сознания и его расстройствам. Человек, в отличие от животного, может осознавать самого себя, а также заниматься самопознанием.
Благодаря присутствию в сознании своего “Я” человек может ставить перед собой цели, продиктованные не только инстинктами и физиологическими потребностями (как в случае с животными), но и цели, сформированные, благодаря индивидуальному, абстрагированному мышлению на основе социальных, научных и бытовых знаний.
О сознании простыми словами
Давно доказано, что сознанием наделен только человек: оно является его главной отличительной чертой по сравнению с другими живыми существами. Цветок не думает, во сколько закрывать свои лепестки или раскрывать их – он делает это в определенный час, потому что так заложено в его ДНК.
Лев не расстроится, если не поймает добычу и не станет строить наполеоновских планов, чтобы отомстить тигру, с которым недавно подрался. Аквариумные рыбки не вспоминают, какого вкуса был вчерашний корм, не рисуют его мысленный образ. Все это доступно только представителю человеческого рода.
Таким образом, сознание – это свойство психической материи, с помощью которого мы можем отражать реальную действительность.
Простой пример: я вижу перед собой чашку. Она красивого красного цвета. Кстати, может чаю попить? Того, что я купил неделю назад на выставке чаев. Продавец очень нахваливал этот сорт. Пора убедиться в его честности и заварить этот многообещающий напиток.
За одну минуту в моей голове пронеслась куча мыслей и образов, с ними связанных. Я побывал в прошлом, в будущем и настоящем, испытал определенные эмоции и даже ощущения. Это и есть то, что мы называем сознанием.
Сознание можно сравнить с ветром, который увидеть нельзя, но можно наблюдать следы его активности.
Эту мысль я почерпнул из этого интересного видео:
» alt=»»>
Методы развития и управления
Чувства в психологии сознания дают возможность самостоятельно инициировать развитие восприятия. Поскольку основной способ познания мира — сенсорная система (органы чувств), воздействуя на них, индивид может стимулировать общий процесс познания.
Для развития самоконтроля подходят психологические практики, которые можно использовать в домашних условиях:
- прослушивание классической музыки;
- рисование, цветотерапия;
- пение мантр;
- медитация;
- телесные практики, пластический театр;
- ароматерапия;
- визуализация.
Регулярное выполнение упражнений поможет повысить уровень осознанности. Уже через 1 месяца индивид заметит результаты: он станет более уравновешенным, сможет лучше понимать свои эмоции.
Для развития мышления необходимо задействовать упражнения, которые развивают логику, аналитические и прогностические навыки. В этом помогает игра в шахматы, решение логических задач, кроссвордов. Чтобы стимулировать развитие, уровень сложности задач необходимо повышать.